Андре Резон (1650–1719) – представитель органного барокко, композитор, творивший в эпоху Людовика XIV. Его наследие включает «Две органные книги», изданные в 1688 и 1714 годах. Первая состоит из пяти органных месс и Оффертория с темой французской песни «Le Vive le Roi».
В 1690 году молодой представитель династии Куперенов – Франсуа Куперен (1668–1733) – создал две своих первых органных мессы – «Приходскую» и «Монастырскую».
Среди современников Луи Маршан (1669–1732) выделяется особым драматизмом и внутренней экспрессией своей музыки. Его творчество восхищает искусной отделкой и детализацией письма, шокирует неожиданными образными контрастами. Бурный темперамент и неукротимый нрав композитора нашли воплощение в одном из самых известных его сочинений Grand Dialogue en Ut («Большой диалог в До»), созданном в 1696 году. Эта виртуозная концертная пьеса с необычным названием не имеет аналогов в других жанровых сферах и национальных школах.
Фигура органиста Никола де Гриньи (1671–1703), рано ушедшего из жизни, занимает особое место среди музыкантов «Великой эпохи». Его музыка отличается особой лирической проникновенностью, утонченной образностью, меланхоличными интонациями, которые можно расслышать в самых помпезных пьесах. Его Органная месса (1699) проникнута глубокой скорбью о распятом Христе, мольбой о спасении, смиренном ожидании прощения. Образный строй мессы как будто заглядывает в эпоху романтизма, в шумановскую эстетику флорестано-эвсебиевского толка. Мир, порожденный печальным лиризмом и тончайшими оттенками сопоставляется с героикой, в которой чувствуется внутренний надрыв. Специфика органных тембров, динамических смен во многом усиливает эти ощущения «завуалированного» напряжения и «затаенной усталости». Rècit de Tierce en taille – четвертый номер второй части мессы (Gloria). Исполнение его требует «томности, каденций, живости и движения». Согласно композиторской органной традиции, название пьес в мессе соответствовало либо первой строчке песнопения, либо регистровке. |
Годы жизни Мишеля Коретта (с 1707 по 1795) охватывают почти весь XVIII век. Он был современником многих выдающихся людей и исторических событий эпохи. Пережив потрясение Великой французской буржуазной революции, под конец жизни Коретт даже сочинил «Симфонию для оркестра на тему песни-символа Ca ira». Автор многочисленных трактатов, композитор, педагог, органист, Мишель Коретт в своем творчестве развивает идею «объединенного вкуса», предложенную Франсуа Купереном. Она связана с объединением в рамках одного произведения французского и итальянского стилей. Список сочинений композитора очень значителен. Многие из них были изданы при жизни композитора и дошли до нас как прижизненные печатные издания: «Клавесинная книга» (1734), три «Органные книги» (1737, 1750, 1756), Шесть концертов для органа с оркестром (1756), театральная и духовная музыка и многое другое. Неоценимая заслуга Мишеля Коретта состоит в том, что он выступает продолжателем французской национальной традиции, наиболее ярко проявившейся в его органном искусстве.
Органные сочинения Феликса Мендельсона (1809–1847) явились частью мощного пласта непрерывающейся немецкой органной традиции. С самых ранних лет композитора-исполнителя увлекала музыка И.С. Баха, которую он знал превосходно.
Нильс Вильгельм Гаде (1817-1890) – один из первых выдающихся композиторов Скандинавии, воспитанных лейпцигской школой. Высокоэрудированный и разносторонний музыкант (скрипач, органист, дирижер, педагог, руководитель концертного общества), Гаде был главой скандинавской школы композиторов. Также известен он и тем, что принимал участие в основании первой в Дании консерватории и был ее директором до конца жизни. Как национальный композитор Гаде заявил о себе в 1840 году. Именно тогда его увертюра «Отзвуки Оссиана» получила первую премию на конкурсе по композиции в Лейпциге. С начала XIX века датские музыканты стали проявлять большой интерес к изучению национального фольклора. Под влиянием своего учителя, Анреаса Петера Берггрена, композитора и фольклориста, издавшего ряд сборников и антологий народных песен и мелодий, Гаде обратился к национальному элементу в музыкальном творчестве. Именно он первый ввел в европейскую музыку колорит северных скандинавских мотивов. Его творчество опирается, с одной стороны, на национальный фольклор, с другой – на традиции европейской романтической музыки, в первую очередь немецкой. Будучи одно время церковным органистом, Гаде сочинил несколько пьес для органа. Три пьесы ор. 22 (1851) относятся к лучшим образцам его камерной музыки.
Гуннар Иденстам (1961) – известнейший органист современности, получивший классическое образование во Франции. Исполнительский репертуар Гуннара Иденстама невероятно широк и простирается от классической «старины» до «нетрадиционной» современности. Но особенно привлекательны и интересны его собственные музыкальные эксперименты в области сочинения и аранжировки. В духе современной традиции, Гуннар Индестам делает переложения симфонических произведений для органа, создавая весьма изобретательные опусы. Национальные мелодии стали источником творческого вдохновения композитора-исполнителя. Интерес к фольклору проявился в его транскрипциях для органа народных шведских мелодий. Сам композитор считает, что народная музыка подсказывает ему новые пути в постижении искусства органной классики – большую свободу ритма и импровизационной орнаментики, более тонкое ощущение танцевальной энергии: «Шведский фольклор сам родом из эпохи барокко, он – мой ключ к баховскому сердцу». Анна Коленькова |
В рамках Года России – Франции 2010 | |||
При содействии: |