Солисты:
Ольга Кондина (сопрано)
Надежда Сердюк (меццо-сопранo)
Сергей Семишкур (тенор)
Ферруччо Фурланетто (бас)
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Туган Сохиев
Реквием Верди – единственное крупное сочинение итальянского мастера музыкальной драмы, созданное не в оперном жанре, – вошел в историю музыки как самое театральное воплощение традиционной церковной заупокойной службы. Его появление было связано с обстоятельствами личной жизни композитора: на рубеже 1860-70-х годов Верди пережил потерю целого ряда дорогих ему людей. Умерли один за другим его отец, близкий друг и сотрудник – либреттист Пиаве, гениальный соотечественник, предшественник в опере Россини. Завершила этот скорбный список смерть поэта и писателя Алессандро Манцони, бывшего для Верди «образцом добродетели и патриотизма», личность и творчество которого композитор глубоко уважал.
№1 Requiem aeternam (Вечный покой) выполняет роль пролога. Голоса хора вполголоса произносят слова молитвы. Горестные вздохи перерастают в кроткую, просветленную мелодию. Ее проникновенному звучанию контрастирует мужественный, энергичный эпизод Te decet hymnus (Тебе подобает гимн). Kyrie eleison (Господи помилуй) начинается широкой свободной фразой тенора, к которому постепенно присоединяются другие солисты и хор. Спокойное, умиротворенное заключение номера особенно подчеркивает трагический характер следующей части.
|
№2 Dies irae (День гнева) – главный, наиболее конфликтный и широко разработанный номер. Мрачная поэзия средневекового гимна, написанного в эпоху, когда эпидемии чумы уносили десятки тысяч человеческих жизней, вдохновила Верди на создание эффектной живописной картины Страшного суда. Основная тема этого номера будет неоднократно возвращаться на протяжении сочинения, выполняя функцию своеобразного memento mori. Составляющие эту часть эпизоды более всего напоминают оперные сцены. Tuba mirum (Труба дивная) вырастает из музыки Dies irae и не уступает ей по силе. Начинается развернутым симфоническим вступлением: грозные фанфары звучат все ближе на фоне барабанной дроби. Не отзвуки ли это многочисленных европейских революций XIX века, франко-прусской военной кампании 1870-71 годов, ставшей «репетицией» Первой мировой? В момент наивысшего напряжения вступает сурово-величественная фраза хора, которая обрывается резко и неожиданно, сменяясь приглушенным, замирающим соло баса в ритме похоронного марша.
|