Санкт-Петербург, Концертный зал

Вадим Репин (скрипка) и Итамар Голан (фортепиано)


VI фестиваль «Масленица»

Пятый концерт 15-го абонемента

В программе:

Клод Дебюсси. Соната
Игорь Стравинский. Дивертисмент
Людвиг ван Бетховен. Соната № 9

Биография Вадима Репина >>
Биография Итамара Голана >>

 

Звук Репина – полный, насыщенный. Он заставляет свой инструмент петь как оперную звезду, но без всякой напыщенности или искусственной величественности... Он играет честно и искренне.
Роберт Гиддингс. «Трибьюн»

 

Итамар Голан по-настоящему захватывает публику своей игрой и создает в зале невероятно насыщенную атмосферу. Голан – виртуоз в лучшем смысле этого слова, беспредельно преданный музыке и абсолютно профессиональный.
«Би-би-си Мюзик Мэгазин»

     

Соната для скрипки и фортепиано принадлежит к числу последних сочинений Клода Дебюсси. В разные годы своей жизни он задумывал немало скрипичных произведений, но завершил лишь немногие, в том числе сонату, над которой работал в 1916–1917 годах. В сентябре 1917 года Дебюсси исполнил сонату в ансамбле со скрипачом Гастоном Пуле. Эта премьера стала последним появлением композитора перед публикой.
Воздушная, невесомая фактура, множество флажолетов в партии скрипки, фантазийные перемены темпа сообщают музыке сонаты эфемерность, какую редко встретишь даже в произведениях импрессионистов. Три части (Allegro vivo, интермедия и финал) не имеют программных названий, хотя их музыка вызывает целый калейдоскоп ассоциаций с более ранними, программными произведениями Дебюсси, а в финале незримо витает призрак четвертой части «Шехеразады» Римского-Корсакова. Однако на этот раз композитор предпочел не раскрывать замысла, оставить загадку без отгадки. Может быть, от того, что с юности вдохновлявшая композитора современная живопись на его глазах стала беспредметной.

Дивертисмент для скрипки и фортепиано Игоря Стравинского представляет собой авторскую аранжировку фрагментов его аллегорического балета «Поцелуй феи». Балет был написан композитором летом 1928 года по заказу балерины Иды Рубинштейн. В основу либретто положены сказки Ганса Христиана Андерсена. Музыка в большой степени основана на темах из произведений Чайковского. Идея балета в стиле Чайковского принадлежит оформлявшему спектакль художнику Александру Бенуа. Даже выбор использованных Стравинским романсов и фортепианных пьес был сделан художником.
Премьера балета «Поцелуй феи» состоялась 27 ноября 1928 года в Парижской Опере, дирижировал Стравинский. А 4 ноября 1934 года он дирижировал в Париже премьерой Дивертисмента для оркестра, составленного из фрагментов балета. В этот период Стравинский много выступал на сцене и остро нуждался в новом концертном репертуаре. В Дивертисмент вошли четыре части: Симфония, Швейцарские танцы, Скерцо и Па-де-де. Тогда же, в 1934 году, Стравинский сделал обработку Дивертисмента для скрипки и фортепиано.

Анна Булычева

 

Соната для скрипки и фортепиано № 9 ля мажор, соч. 47 Людвига ван Бетховена вошла в историю под названием «Крейцерова», поскольку композитор посвятил ее французскому скрипачу Родольфу Крейцеру, об исполнительских и человеческих достоинствах которого имел весьма высокое мнение. Адресат тем не менее не оценил бетховенское творение и ни разу в жизни его не исполнил. Премьера сонаты, состоявшаяся в 1803 году, носила экзотический характер: партию фортепиано исполнял сам автор, а скрипичную партию – пользовавшийся известностью в то время виртуоз-мулат Бриджтауэр, сын некоего негра, выдававшего себя за абиссинского принца.
Бетховен снабдил сочинение подзаголовком «в очень концертном стиле» – с полным правом он мог бы назвать ее «в симфоническом стиле», так как грандиозная первая часть производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий «поединок», требующий от обоих инструментов всех их ресурсов. Вторая часть – Andante с вариациями – снова соревнование, но совсем другого рода: скрипка и фортепиано оспаривают друг у друга превосходство в тонкости и мастерстве рисунка, в легком, полетном движении сплетая ажурную музыкальную ткань. Финал сонаты – стремительная тарантелла, в которой господствует радостное настроение, стихия танцевальности и юмора.
Популярности Крейцеровой сонаты способствовала одноименная повесть Льва Толстого. В ней писатель назвал Andante «прекрасным, но обыкновенным, не новым», вариации «пошлыми», а финал «совсем слабым». Однако о первой части он написал так: «Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки». Позже Лев Николаевич изменил свое нелестное мнение о второй и третьей частях. Из «Бесед с Толстым» пианиста Гольденвейзера известно, как растерялся писатель, услышав сонату через несколько лет после опубликования повести. Он, казалось, сам мог едва поверить в то, что приписывал когда-то этой музыке.

Надежда Кулыгина

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход