Сергей Рахманинов
Премьера
«Скупой рыцарь»
опера в трех картинах
на текст одноименной пьесы Александра Пушкина
Солисты: Андрей Илюшников, Илья Банник,
Николай Гассиев, Александр Гергалов, Николай Каменский
Кантата «Весна»
для баритона, хора и оркестра
Солист: Александр Гергалов
Симфонический оркестр и хор Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Дирижер – Михаил Татарников
«Скупой рыцарь»
Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев
Дирижер – Михаил Татарников
Режиссер-постановщик – Александр Маскалин
Художник-постановщик – Сергей Грачёв
Художник по костюмам – Татьяна Ястребова
Художник по свету – Камиль Кутыев
Ответственный концертмейстер – Лариса Гергиева
Премьера постановки 13 февраля 2010 года
Камерная опера «Скупой рыцарь» (на текст одной из «Маленьких трагедий» А.С. Пушкина, 1905) впервые прозвучала в Большом театре 11 января 1906 года под управлением автора. Как и две другие оперы Рахманинова, «Скупой рыцарь» вызвал у публики и в музыкальных кругах большой интерес, но вместе с тем и много споров, разногласий в оценке. Избрав тип так называемой речитативной оперы на оригинальный пушкинский текст (без арий, развернутых ансамблей, хоров и других элементов традиционной оперы), композитор продолжил линию «Каменного гостя» А.С. Даргомыжского. Сейчас уже трудно согласиться с критиками оперы, считавшими, что Рахманинову удалась только инструментальная партия и что оркестр затмевает вокальные партии. Симфонический план, безусловно, очень развит в «Скупом рыцаре», и именно в партии оркестра разворачивается сквозное музыкальное действие, параллельное развитию сюжета. Но именно в вокальных партиях раскрывается не только смысл, но и экспрессия пушкинского текста, именно на солистов, в основном, направлено внимание оперного слушателя. Здесь можно говорить о многих удачах и находках композитора. Яркий пример – вторая картина оперы (моносцена Барона). На протяжении всей картины Рахманинов мастерски поддерживает слушательский интерес, раскрывая резкоконтрастные черты этого персонажа, сочетание мрачного величия (не случайны здесь и текстуальные, и музыкальные переклички с образом Бориса Годунова у Мусоргского) и маниакальной страсти к золоту, богатству, почти убивающей все человеческие чувства (даже чувства отца к сыну). | Кантата «Весна» была создана С.В. Рахманиновым в 1902 году. Ее петербургская премьера состоялась в зале Дворянского собрания 8 января 1905 года при участии хора Мариинского театра (дирижер А.И. Зилоти). Сочинение это во многом необычно. Необычно уже само стихотворение Некрасова, положенное в основу кантаты, в котором соединяется почти несоединимое, сталкиваются образы зимней и весенней природы и любовная драма героя (измена жены, едва не заканчивающаяся кровавой развязкой – традиционный мелодраматический сюжет). Но, в отличие, например, от пьесы А.Н. Островского «Не так живи, как хочется, а так как Бог велит» (положенной в основу оперы А.Н. Серова «Вражья сила»), природа у Некрасова не только фон для разворачивающейся драмы. «Зима косматая» и «песня-вьюга зимняя» в сознании героя стихотворения становятся прямыми «соучастниками» готовящегося убийства (прямо подсказывая и даже требуя его совершить). Весна же, с ее гимном и христианскими мотивами любви, терпения и прощения, напротив, наделяется в финале стихотворения примиряющей ролью. Яркие образы весенней природы воспринимаются и сами по себе как самостоятельные и существующие как бы вне драматического сюжета («Идет-гудет Зеленый шум. Зеленый шум, весенний шум!»). |