Уле Ульсен. Концертино для тромбона соч. 42 (мировая премьера)
Эдвард Григ. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
Кристиан Линдберг. «Каньон кондора», для тромбона и духового квинтета
Петр Чайковский. Симфония № 5
Эдвард Григ (1843–1907) был и до сих пор остается крупнейшим норвежским композитором, а написанный им в возрасте 25 лет фортепианный концерт – одним из наиболее часто исполняемых произведений мирового репертуара. Концерт получил благословение Ференца Листа, который (как он это любил проделывать) сыграл прямо по партитуре совершенно неизвестное ему сочинение, одобрил музыку и поддержал молодого автора. Будучи сам концертирующим пианистом (сохранились его записи, сделанные в первые годы ХХ века), Григ впоследствии многократно исполнял концерт. К сожалению, это произведение осталось его единственным опытом такого рода: второй концерт для фортепиано, заказанный издательством «Петерс», так и не был завершен композитором.
Имя норвежского композитора Уле Ульсена (1850–1927) незаслуженно забыто любителями музыки. Ульсен родился в Хаммерфесте, на севере Норвегии, и начал заниматься музыкой с раннего детства. Сначала он был барабанщиком – в те времена было принято сопровождать барабанным боем оглашение важных сообщений. Повзрослев, Ульсен перебрался с севера Норвегии в Тронхейм, а затем в Лейпциг (Германия), где с 1870 по 1874 год продолжал музыкальное образование. Именно там он заинтересовался оперным жанром и начал работу над своей самой известной оперой – «Стиг Виде». Через некоторое время Ульсен вернулся в Норвегию – сначала обосновался в Тромсё, а затем в столице страны Христиании (Осло), где совмещал преподавательскую, дирижерскую и композиторскую деятельность. В 1884 году он стал главным дирижером оркестра Главного штаба Вооруженных сил Норвегии. В 1886 году отрывки из «Стига Виде», а также самое известное сочинение Ульсена симфоническая поэма «Asgaardsreien» («Колесница Асгаарда») были с большим успехом исполнены в Копенгагене. Премьера симфонической поэмы состоялась в Лейпциге в 1879 году. А в 1891 году Берлинский Филармонический оркестр исполнил концертную программу, целиком состоящую из произведений Ульсена. В конце жизни Уле Ульсен получил широкое признание в Осло, дружил с Эдвардом Григом и Бьёрнстьерне Бьёрнсоном. Он считается основоположником норвежской военной музыки. Композитор создал мало произведений для духовых инструментов в сопровождении оркестра; его Концертино для тромбона, которое прозвучит в Концертном зале Мариинского театра, не исполнялось с момента написания (1886). Поэтому исполнение в Санкт-Петербурге станет мировой премьерой. Этот концерт с участием знаменитого тромбониста Кристиана Линдберга призван вернуть сочинения Уле Ульсена на мировую музыкальную сцену.
|
Кристиан Линдберг начал сочинять в возрасте 6 лет, в 16 лет начал профессионально заниматься гармонией, контрапунктом и композицией, а двумя годами создал свой первый опус для брасс-квинтета, который настолько разочаровал его, что он решил больше никогда не обращаться к сочинению музыки. В то же время он увлекся игрой на тромбоне, что и принесло ему мировую известность. В возрасте 39 лет Линдберг, поддавшись уговорам своего друга Яна Санстрёма, нарушил свое обещание никогда не сочинять. Первая же пьеса под названием «Арабенна» к удивлению композитора имела большой успех.
«Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием Провидения...» – эти строки из набросков авторской программы первой части Пятой симфонии Чайковского, в сущности могут быть отнесены ко всей симфонии. Какой контраст с бетховенским несгибаемым противостоянием судьбе! – «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся» (из письма Бетховена от 16 ноября 1801 года). В двух пятых симфониях – Бетховена и Чайковского – с определенностью выразилось различие мироощущения композиторов. Недаром о своей предыдущей Четвертой симфонии Чайковский писал С. И. Танееву: «В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховенской … и если Вы меня не поняли, то из этого следует только, что я не Бетховен, в чем я никогда не сомневался». Бетховен побеждает судьбу в титаническом единоборстве с нею. Чайковский же с его мятущейся и постоянно рефлексирующей душой, один не в силах выстоять перед жестоким фатумом; в финале Четвертой он предлагает другой «рецепт» – «Ступай в народ… Веселись чужим весельем». Десять лет, отделяющие Пятую симфонию от Четвертой, были наполнены в жизни Чайковского острыми, подчас весьма мрачными переживаниями – и глубоко личными, и вызванными политическими коллизиями восьмидесятых годов |