Санкт-Петербург, Концертный зал

Арктический филармонический оркестр и Брасс-квинтет солистов оркестра Мариинского театра


III Международный фестиваль «Брасс-вечера в Мариинском»

Уле Ульсен. Концертино для тромбона соч. 42 (мировая премьера)
Эдвард Григ. Концерт для фортепиано с оркестром ля минор
Кристиан Линдберг. «Каньон кондора», для тромбона и духового квинтета
Петр Чайковский. Симфония № 5

Эдвард Григ (1843–1907) был и до сих пор остается крупнейшим норвежским композитором, а написанный им в возрасте 25 лет фортепианный концерт – одним из наиболее часто исполняемых произведений мирового репертуара. Концерт получил благословение Ференца Листа, который (как он это любил проделывать) сыграл прямо по партитуре совершенно неизвестное ему сочинение, одобрил музыку и поддержал молодого автора. Будучи сам концертирующим пианистом (сохранились его записи, сделанные в первые годы ХХ века), Григ впоследствии многократно исполнял концерт. К сожалению, это произведение осталось его единственным опытом такого рода: второй концерт для фортепиано, заказанный издательством «Петерс», так и не был завершен композитором.
Как было принято у романтиков, концерт начинает солист – лирический герой. Григ, только что обратившийся к национальному романтизму, придал этому первому соло яркую национальную окраску, написав его в ладу, исключительно распространенном в скандинавском фольклоре начиная с XVII века (миноре с пропуском VI ступени). В свою очередь, главная тема финала – норвежский танец халлинг. В сочетании лирики и северного колорита – секрет неувядаемого обаяния концерта. А еще – в изобилии музыкальных тем, поскольку молодой композитор и не думал прибегать к «мудрой экономии».
Анна Булычева

 

Имя норвежского композитора Уле Ульсена (1850–1927) незаслуженно забыто любителями музыки. Ульсен родился в Хаммерфесте, на севере Норвегии, и начал заниматься музыкой с раннего детства. Сначала он был барабанщиком – в те времена было принято сопровождать барабанным боем оглашение важных сообщений. Повзрослев, Ульсен перебрался с севера Норвегии в Тронхейм, а затем в Лейпциг (Германия), где с 1870 по 1874 год продолжал музыкальное образование. Именно там он заинтересовался оперным жанром и начал работу над своей самой известной оперой – «Стиг Виде». Через некоторое время Ульсен вернулся в Норвегию – сначала обосновался в Тромсё, а затем в столице страны Христиании (Осло), где совмещал преподавательскую, дирижерскую и композиторскую деятельность. В 1884 году он стал главным дирижером оркестра Главного штаба Вооруженных сил Норвегии. В 1886 году отрывки из «Стига Виде», а также самое известное сочинение Ульсена симфоническая поэма «Asgaardsreien» («Колесница Асгаарда») были с большим успехом исполнены в Копенгагене. Премьера симфонической поэмы состоялась в Лейпциге в 1879 году. А в 1891 году Берлинский Филармонический оркестр исполнил концертную программу, целиком состоящую из произведений Ульсена. В конце жизни Уле Ульсен получил широкое признание в Осло, дружил с Эдвардом Григом и Бьёрнстьерне Бьёрнсоном. Он считается основоположником норвежской военной музыки. Композитор создал мало произведений для духовых инструментов в сопровождении оркестра; его Концертино для тромбона, которое прозвучит в Концертном зале Мариинского театра, не исполнялось с момента написания (1886). Поэтому исполнение в Санкт-Петербурге станет мировой премьерой. Этот концерт с участием знаменитого тромбониста Кристиана Линдберга призван вернуть сочинения Уле Ульсена на мировую музыкальную сцену.

 

 

Кристиан Линдберг начал сочинять в возрасте 6 лет, в 16 лет начал профессионально заниматься гармонией, контрапунктом и композицией, а двумя годами создал свой первый опус для брасс-квинтета, который настолько разочаровал его, что он решил больше никогда не обращаться к сочинению музыки. В то же время он увлекся игрой на тромбоне, что и принесло ему мировую известность. В возрасте 39 лет Линдберг, поддавшись уговорам своего друга Яна Санстрёма, нарушил свое обещание никогда не сочинять. Первая же пьеса под названием «Арабенна» к удивлению композитора имела большой успех.
Пьеса «Каньон кондора» посвящена другу Линдберга Леннарту Стевенссону. По словам композитора «одно время эта пьеса носила рабочее название ''Друзья облака'', навеянное поэмой Бодлера. Шесть медных духовых инструментов ассоциируются с тремя большими птицами, которым трудно взлететь. Но когда эти птицы в воздухе они поднимаются выше чем все другие. В пьесе есть шесть музыкальных тем для каждого инструмента. В начале произведения эти темы звучат энергично и напряженно, а в конце их развитие ничего не сковывает, как ничто не может сковать птицу, летящую высоко в небе в полной свободе».
Иосиф Райскин

 

 

«Полнейшее преклонение перед судьбой, или, что то же, перед неисповедимым предначертанием Провидения...» – эти строки из набросков авторской программы первой части Пятой симфонии Чайковского, в сущности могут быть отнесены ко всей симфонии. Какой контраст с бетховенским несгибаемым противостоянием судьбе! – «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся» (из письма Бетховена от 16 ноября 1801 года). В двух пятых симфониях – Бетховена и Чайковского – с определенностью выразилось различие мироощущения композиторов. Недаром о своей предыдущей Четвертой симфонии Чайковский писал С. И. Танееву: «В сущности, моя симфония есть подражание Пятой бетховенской … и если Вы меня не поняли, то из этого следует только, что я не Бетховен, в чем я никогда не сомневался». Бетховен побеждает судьбу в титаническом единоборстве с нею. Чайковский же с его мятущейся и постоянно рефлексирующей душой, один не в силах выстоять перед жестоким фатумом; в финале Четвертой он предлагает другой «рецепт» – «Ступай в народ… Веселись чужим весельем». Десять лет, отделяющие Пятую симфонию от Четвертой, были наполнены в жизни Чайковского острыми, подчас весьма мрачными переживаниями – и глубоко личными, и вызванными политическими коллизиями восьмидесятых годов
Первое исполнение Пятой симфонии прошло в Петербурге 5 ноября 1888 года под управлением автора.
Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Кристиан Линдберг. «Каньон кондора» (отрывок). Исп.: Кристиан Линдебрг и Стокгольмский камерный брасс-ансамбль. BIS Records
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход