Детские впечатления, раннее знакомство с симфонической музыкой («Оркестр моего дяди был для меня источником самых живых восторгов» – сообщает Михаил Иванович Глинка в «Записках») на долгие годы предопределили интерес будущего композитора к инструментальной музыке. Первые еще робкие попытки в симфоническом жанре восемнадцатилетний автор делает в набросках Симфонии си-бемоль мажор (1822–1826). Впрочем, уже здесь обнаруживаются корни глинкинской эстетики (в основе сонатного аллегро – две народные песни: русская плясовая «Во лузях» и украинская «Ой не ходи, Грицю»). Десять лет спустя, в Берлине, во время занятий композицией под руководством своего любимого учителя Зигфрида Дена, Глинка задумывает Увертюру-симфонию на круговую (то есть, хороводную) русскую тему. И вновь – как и в юношеской симфонии, как и в будущей гениальной «Камаринской» – в основе замысла контраст двух народных тем: медленной протяжной и бойкой плясовой («У нас или неистовая веселость, или горькие слезы», – замечает Глинка в «Записках»). Оставшаяся неоконченной одночастная композиция (в автографе она названа Симфонией для оркестра на две русские темы), была завершена и отредактирована спустя столетие В. Я. Шебалиным и впервые прозвучала в Москве в 1938 году. «Старинная музыка российских провинциальных цирков» – произведение под этим названием (в сущности, Третий концерт для оркестра) было написано в 1989 году по заказу Чикагского симфонического оркестра к его столетнему юбилею. Впервые было исполнено заказчиками-юбилярами под управлением Лорина Маазеля в Чикаго 25 октября 1990 года. «Мой “Цирк” впрямую обращен к слушателю, к публике, к мастерству инструменталиста, к радости от слаженной виртуозной ансамблевой игры – предваряет композитор запись этого сочинения на CD. – Твое ухо, дорогой слушатель, сможет, надеюсь, разобрать в моем музыкальном повествовании и приближение циркового каравана, и фанфары зазывал, и сольные вариации, скажем, канатоходки и жонглера, а затем quasi-балетное Grand Adagio и следующую за ним Коду с parad-allez “всех действующих лиц”. Наконец, вновь фанфары и отъезд цирковой процессии из города». | | О Второй симфонии Петра Чайковского друг композитора, выдающийся музыкальный критик Герман Ларош писал после премьеры: «Это – произведение, стоящее на европейской высоте… Давно я не встречал произведения с таким могущественным тематическим развитием мыслей, с такими мотивированными и художественно обдуманными контрастами». Большая часть симфонии в эскизах была сочинена Чайковским на Украине летом 1872 года; печать украинского национального колорита настолько сказалась в музыке симфонии, что современники нарекли ее «малороссийской». Медленное вступление к симфонии основано на украинском варианте известной русской песни «Вниз по матушке, по Волге». Сонатное аллегро, построенное по классическим образцам, завершается кодой, в которой тема вступления вновь оживает в выразительном соло валторны. Вторая часть симфонии – нередкий у Чайковского «инструментальный театр». Крайние разделы, выдержанные в маршеобразном движении, заимствованы автором из уничтоженной им ранней оперы «Ундина» (по Жуковскому) – там она сопровождала свадебное шествие, – а певучая середина основана на видоизмененной мелодии русской народной песни «Пряди, моя пряха». Стремительно проносящееся скерцо – вновь яркое театральное действо, на этот раз полное богатырской удали, могучего разгула, веселого карнавального смеха в «потешных» сценах. В финале, написанном в сонатной форме, мастерски разрабатывается плясовая украинская песня «Журавель» – от краткого, весьма помпезного, вступления через цепь блестящих разнохарактерных вариаций, к мощной ликующей коде, звучащей подобно величальному гимну. Премьера симфонии с большим успехом прошла в Москве 26 января 1873 года под управлением Николая Рубинштейна. Иосиф Райскин |