Мировая премьера: 6 декабря 1892 года, Мариинский театр
Премьера постановки: 17 апреля 2009 года
Продолжительность спектакля 1 час 40 минут
Спектакль идет без антракта
Последняя опера Чайковского, «Иоланта» впервые увидела свет рампы за год до смерти композитора, в 1892-м. Задумывалась она как часть смешанного представления, которое делила с двухактным балетом «Щелкунчик» (к этой традиции вернулся в наше время режиссер Дмитрий Черняков, поставивший в 2016 году двойной спектакль в Парижской опере). Музыкальное родство обеих партитур несомненно, но сегодня «Иоланта» и «Щелкунчик» чаще существуют на театральных подмостках порознь. Одноактную «Иоланту» режиссеры пробуют «обручить» с другими короткими операми, вроде «Алеко» Рахманинова (в таком виде была выпущена постановка в Мариинском театре).
Очарование и популярность сольных номеров, малая форма и сказочный сюжет со счастливым концом сделали «Иоланту» удобным материалом для выпускных работ консерваторцев и привлекательным репертуарным названием для отечественной публики. Однако за фасадом благообразной сказки можно разглядеть символистскую драму. Герои много рассуждают, но внешнего действия почти нет, в их речах угадываются скрытые смыслы, в центре истории – героиня, лишенная зрения, которой, «чтобы знать красу вселенной», не нужен свет.
Пьеса датского поэта Хенрика Херца «Дочь короля Рене» (1845) русской публике была знакома в переводе Владимира Зотова. Она отвечала высказанному в последние годы желанию Петра Ильича написать оперу на «сюжет не от мира сего». Композитор находил поэтичными и саму историю, и либретто, сделанное его братом Модестом. Должно быть, Чайковского пленяла героиня, которая не считает себя несчастной, потому что ее согревает вера, и которая готова пожертвовать собой ради любви. Музыкальная драматургия строится как движение от мрака к свету: от беспокойного наваждения интродукции к гимну света и хвалебной молитве в финале (в ней петербургский музыковед Аркадий Климовицкий даже распознал предвестницу темы самоутверждения из «Поэмы экстаза» Скрябина).
Нынешняя постановка Мариинского театра – работа польского режиссера Мариуша Трелиньского и его постоянного соавтора, сценографа Бориса Кудлички. Волшебный сад, «подобный раю», в котором живет Иоланта, – больничная палата, а няньки и подруги – холодный и лицемерный персонал, держащий в неведении свою пациентку; бургундские рыцари, что забрели в укромное место, «блуждая по горам Вогезским», – бизнесмены-романтики с горнолыжного курорта. Одна из самых будоражащих сцен спектакля – пролог, где режиссер визуализирует ночной кошмар, игры подсознания испуганной Иоланты.
Совместная постановка с Баден-Баденским фестшпильхаусом
Волшебные звуки сопрано Нетребко заставляют душу расцветать: в
начале оперы в ариозо, похожем на нераспустившийся бутон, она как бы
вслепую нащупывает чувство, затем – в дуэте Иоланты с ее рыцарем – мы
видим всю палитру эмоций человека, который только что узнает, что у
него впереди вся жизнь: интонации пылают изнутри, с легкостью витают
над музыкой, простираясь до горизонта. Йорг Кенигсдорф. «Тагеншпигель». 21.07.09 Анна Нетребко передает трогательную наивность юной слепой девушки, окруженной трепетной заботой горничных. Певица все сильнее и сильнее даёт почувствовать беспокойство, которое овладевает Иолантой, когда она начинает догадываться, что в мире существует гораздо больше, чем лесной рай. И когда в её жизнь проникает любовь, кажется, будто все благозвучие и великолепие голоса Анны раскрывается полностью. Слышать ее пение – счастье. Моник Кантрэ. «Рейтлингер Генерал-анцайгер». 21.07.09
|
...В центре всего этого действа [«Иоланты»] – Анна Нетребко, некоронованная царица Всея Руси. Партия написана как будто специально для нее, начиная с нежных лирических пассажей невинной девочки до яркого пафоса пробудившейся, зрячей и любящей женщины. В ансамбле с оркестром Валерия Гергиева возникают глубоко волнующие моменты. Кристина Майдт-Цинке. «Зюддойче цайтунг». 20.07.09 ...Иоланта воплощена на сцене Анной Нетребко с ее прохладным как мрамор сопрано, которое при этом по своей экспрессивности выполняет все ожидания Чайковского. Голос явно вырос, стал более роскошным, чем прежде, и движется по направлению к Тоске и Зиглинде; вместе с тем остался хорошо знакомый тембр, сияющий тысячами красок. Хайнц В. Кох. «Бадише цайтунг». 20.07.09 |
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)