Оркестр Мюнхенской филармонии был основан в 1893 году по инициативе Франца Кайма, сына владельца фабрики по производству роялей, и первоначально назывался Оркестром Кайма. С первых лет существования оркестра им руководили такие известные дирижеры как Ханс Виндерштейн, Герман Цумпе и ученик Брукнера Фердинанд Лёве. Благодаря этому оркестр демонстрировал высокий исполнительский уровень, а его репертуар был весьма обширным и включал большое количество произведений современных композиторов.
Также с самого начала важнейшей частью художественной концепции оркестра стало стремление сделать его концерты доступными для всех слоев населения, благодаря программам выступлений и демократичной ценовой политике.
В 1901 и 1910 гг. оркестр впервые исполнил Четвертую и Восьмую симфонии Густава Малера. Премьеры прошли под руководством самого композитора. В ноябре 1911 года, спустя полгода после смерти Малера, оркестр под управлением Бруно Вальтера впервые исполнил малеровскую «Песнь о земле». Незадолго до этого коллектив был переименован в Оркестр Концертного общества.
С 1908 по 1914 гг. руководство оркестром принял на себя Фердинанд Лёве. 1 марта 1898 года в Вене под его управлением состоялось триумфальное исполнение Пятой симфонии Брукнера. В дальнейшем Фердинанд Лёве неоднократно дирижировал произведениями Брукнера и создал существующую по сей день традицию исполнения симфоний этого композитора.
Во время пребывания на посту музыкального руководителя оркестра Зигмунда фон Хаусеггера (1920–1938) коллектив был переименован в Мюнхенский филармонический оркестр. С 1938 по 1944 год во главе оркестра стоял австрийский дирижер Освальд Кабаста, который блестяще развил традицию исполнения брукнеровских симфоний.
Первый после Второй мировой войны концерт открыл Ойген Йохум увертюрой к шекспировскому «Сну в летнюю ночь» Феликса Мендельсона, чья музыка во времена национал-социализма была под запретом. В послевоенные годы оркестром дирижировали такие выдающиеся мастера как Фриц Ригер (1949–1966) и Рудольф Кемпе (1967–1976).
В феврале 1979 года своей первой серией концертов с Мюнхенским филармоническим оркестром дирижировал Серджиу Челибидаке. В июне того же года он стал музыкальным руководителем коллектива. Вместе с Серджиу Челибидаке Мюнхенский оркестр гастролировал во многих городах Европы, а также в Южной Америке и Азии. Состоявшиеся под его управлением исполнения произведений Брукнера были признанны классическими и в существенной мере повысили международный авторитет оркестра.
С сентября 1999 по июль 2004 года главным дирижером Мюнхенского филармонического был Джеймс Ливайн. С ним музыканты оркестра совершали продолжительные турне по Европе и Америке.В январе 2004 года первым в истории оркестра приглашенным дирижером стал маэстро Зубин Мета.
С мая 2003 года музыкальным руководителем коллектива являлся Кристиан Тилеманн. 20 октября 2003 года оркестру Мюнхенской филармонии выпала честь выступить перед папой Бенедиктом XVI в Ватикане. Концерт слушали 7000 приглашенных гостей, а за дирижерским пультом стоял маэстро Тилеманн.
При поддержке: | |
В мире брукнеровских образов причудливо переплеталась суровая полифония Баха, пленительная поэзия шубертовских лендлеров и пряная гармоническая изощренность вагнеровского «Тристана»: нечто одновременно патриархально-архаическое и модернистки‑новаторское...
Иван Соллертинский
Я знаю лишь одного композитора, который приближается к Бетховену; это – Брукнер.
Рихард Вагнер
Брукнер не стремился к достижению немедленного успеха. Его искусство вечно, поэтому он и работал для вечности.
Вильгельм Фуртвенглер
Брукнер – это Шуберт второй половины XIX века, Шуберт, закованный в панцирь медленных звучаний, осложненный элементами баховской полифонии, трагедийной структуры первых трех частей IX симфонии Бетховена и вагнеровской «тристановской» гармонии.
Иван Соллертинский
К созданию Восьмой симфонии Антон Брукнер (1824-1896) приступил после успешного исполнения Седьмой симфонии под управлением Артура Никиша – первого и такого долгожданного триумфа в его нелегкой жизни.
Восьмая стала наиболее грандиозным творением великого австрийского симфониста: в зависимости от редакции и взятых дирижером темпов она длится от 75 до 98 минут – недаром Брамс называл симфонии Брукнера «гигантскими драконами»!
Восьмая симфония была завершена в 1887 году и посвящена императору Австрии Францу-Иосифу I. После того как дирижеры Герман Леви и Феликс фон Вайнгартнер отказались от чести ее первого исполнения, признавшись, что не смогли ее понять, Брукнер сильно переработал партитуру, многое сократив. В этой новой редакции Восьмая впервые прозвучала в Вене 18 декабря 1892 года под управлением Ганса Рихтера. Симфония также существует в редакции Роберта Хааса, названной им «оригинальной». На самом деле, в стремлении создать некую идеальную версию Хаас черпал из обеих авторских редакций.
Воздвигая здания своих симфоний, Брукнер математически высчитывал их пропорции. Из всех архитектурных произведений его партитуры больше всего напоминают величественные готические соборы. Приверженность композитора полифонии придает его оркестровой фактуре глубину и многомерность, музыкальный материал словно бы сам из себя вырастает, бесконечно устремляясь вверх. Так, медленная побочная тема финала Восьмой разрастается из унисона скрипок, альтов и валторны. Любимым обозначением характера музыки для Брукнера было feierlich (торжественно, празднично); в Восьмой симфонии это определение сопровождает и третью, и четвертую часть.
В наследии такого типичного интроверта, как Антон Брукнер, нет программных сочинений, но его симфонии – больше, чем «абсолютная музыка». Венский критик Эдуард Ганслик укорял его за якобы простое переложение музыкальных драм Вагнера в симфоническую форму. Это, конечно, преувеличение, но Вагнер действительно помог Брукнеру на пятом десятке наконец-то найти свой путь в музыке, и если сперва это вредило композитору, то в 1880‑е поднявшаяся волна вагнеровской моды донесла и сочинения Брукнера до многочисленной и восторженной публики.
В последних симфониях (Седьмой, Восьмой и Девятой) Брукнер обратился к грандиозному оркестровому составу «Кольца нибелунга», в том числе к «вагнеровским тубам». Их тембр особенно украшает тихие эпизоды, в частности, последние такты Adagio Восьмой. От Вагнера – эпический масштаб симфонических полотен Брукнера и его героический стиль. С другой стороны, композитор был верующим католиком, автором духовной хоровой музыки, и в его симфониях (особенно в медленных частях) немало страниц, мистический характер которых в зависимости от дирижерской интерпретации может выступать на поверхность или же скрываться.
Главная кульминация всей симфонии своим обликом также обязана и дирижеру: Артур Никиш в свое время посоветовал композитору добавить на кульминации медленной части Седьмой симфонии удар тарелок. В Adagio Восьмой Брукнер повторил этот прием.
Анна Булычева