1 отделение
Вольфганг Амадей Моцарт. Adagio для двух кларнетов и трех бассетгорнов си-бемоль мажор (K 411)
Исполняет Мариинский Кларнет Клуб: Вадим Бондаренко (кларнет), Дмитрий Харитонов (кларнет), Иван Столбов (кларнет), Виталий Папырин (кларнет), Юрий Зюряев (бас-кларнет)
Вольфганг Амадей Моцарт. Шесть ноктюрнов для двух сопрано и баса в сопровождении трех бассетгорнов
Исполняют: Анастасия Калагина (сопрано), Екатерина Сергеева (меццо-сопрано), Павел Шмулевич (бас), Иван Столбов (кларнет), Виталий Папырин (кларнет), Юрий Зюряев (бас-кларнет)
Сергей Прокофьев. Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса соль минор, соч. 39
Исполняют: Сергей Близнецов (гобой), Иван Столбов (кларнет), Михаил Рихтер (скрипка), Юрий Афонькин (альт), Кирилл Кариков (контрабас)
2 отделение
Петр Чайковский. «Воспоминания о Флоренции». Секстет для для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей ре минор, соч. 70
Исполняют: Михаил Рихтер (скрипка), Сергей Летягин (скрипка), Олег Ларионов (альт), Евгений Барсов (альт), Екатерина Травкина (виолончель), Александр Пересыпкин (виолончель)
Музицирование на духовых инструментах уходит корнями в далекую древность. Оно не потеряло своего значения и позднее – в новое время практически все композиторы-классики оставили произведения для духовых инструментов. Особой популярностью пользовались деревянные духовые инструменты, в силу их большей гибкости и мягкости звучания.
Вольфганг Амадей Моцарт создавал различные ансамбли и концерты для всех видов деревянных духовых инструментов своего времени. Заслугой Моцарта стало открытие огромных художественных и технических возможностей такого инструмента как кларнет. Изобретенный в конце XVI –начале XVIII века, кларнет во времена Моцарта являлся самым молодым деревянно-духовым инструментом. Само слово "кларнет" происходит от названия трубы clarino (чистый, ясный – лат.), тембр которой напоминал звучание кларнета. В конце XVIII века кларнет широко использовался в масонских обрядах. Поэтому для Моцарта, бывшего членом масонской ложи, кларнет имел еще и сакральное, мистическое значение. Величественное Adagio для двух кларнетов и трех бассетгорнов (K.411) было написано Моцартом для торжественного шествия членов ложи, в его музыке приглушенно звучит масонский стук.
Бассетгорн – альтовая разновидность кларнета был довольно популярным инструментом в эпоху классицизма. Он состоял из двух прямых колен, расположенных под углом, мундштука с одинарной тростью и раструба. Тембр бассетгорна схож с кларнетовым, но более мягкий, матовый и мрачноватый. Сейчас этот инструмент практически не используется, бассетгорновые партии исполняют на кларнете и бас-кларнете.
Помимо обрядов, кларнет и бассетгорн применялись и в светском музицировании. Перу Моцарта принадлежат шесть очаровательных ноктюрнов для двух сопрано и баса в сопровождении трех бассетгорнов. Эти вокальные ансамбли на стихи поэта-либреттиста П. Метастазио были созданы Моцартом по просьбе своего друга и ученика Эмилиана Готфрида фон Жакена, выходца из аристократической венской семьи. Обладавший приятным басом Готфрид фон Жакен сам участвовал в исполнении этих прелестных вещиц и даже считался их автором.
Сергей Сергеевич Прокофьев был ярким музыкальным экспериментатором и с огромной изобретательностью использовал тембровые сочетания инструментов. Квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса op. 39 – довольно необычное сочинение Прокофьева. В июне 1924 года Сергей Прокофьев писал Николаю Мясковскому: "..За последнее время здесь мода на ансамбли духовых инструментов, например, 6 деревянных, 2 медных, иногда плюс контрабас и ударные. Стравинский, молодые французы – все пишут; мне тоже хочется, но никак не удосужусь". И в это же лето Прокофьев получает заказ на написание балета "Трапеция", в сюжете которого изображались сцены из цирковой жизни. Балет был показан несколько раз в городах Германии и Италии и вскоре был снят с репертуара, а шесть номеров одноактного балета стали квинтетом op. 39. Позже сам композитор признавал, что музыка не очень хорошо сочеталась с хореографическим действом, обладая "ритмическими непрактичностями, вроде номера на десять восьмых (3+4+3), за которые балетмейстеру пришлось отдуваться". Кроме сложных ритмических сочетаний в своем квинтете Прокофьев широко пользуется полифоническими приемами – каноническими проведениями и трансформациями тем. Прихотливая ритмика, сложная контрапунктической игра, особые тембровые сочетания свидетельствуют о воздействии Стравинского, однако квинтету присущи и характерно прокофьевские ирония и сарказм. Таинственные мрачноватые видения, соседствующие с комическими ужимками и разудалым русским плясом, напоминают о ранних фортепианных опусах композитора и его балете "Шут".
Струнный секстет "Воспоминание о Флоренции" был задуман П. И. Чайковским в 1887 году, как дар Петербургскому обществу камерной музыки, почетным членом которого он был избран. Однако закончено произведение было два года спустя в июне 1890 года во Фроловском. Тогда же появилось и название произведения.
Весной 1890 года композитор последний раз был во Флоренции, где им за 44 дня была вчерне закончена опера "Пиковая дама". Завершив оперу и перевернув последнюю страницу эскизов, Чайковский делает наброски и помечает: "Секстет". "Я начал секстет третьего дня и пишу с невероятной натугой; меня затрудняет не недостаток мыслей, а новость формы. Нужно шесть самостоятельных и притом однородных голосов. Это невероятно трудно", – читаем в письме Чайковского от 15 июня 1890, адресованном брату Модесту . Однако спустя две недели композитор сообщает тому же адресату, что секстет закончен, и он им "ужасно доволен". А в июле того же года в письме Петербургскому камерному обществу Чайковский пишет: "Какая чудная группировка в секстете! Как это оказалось удобно, богато ресурсами!".
Первое исполнение секстета состоялось в ноябре 1890 года у Чайковского в номере гостиницы "Россия". Играли участники Петербургского камерного общества. Послушав свое сочинение композитор отчасти разочаровался в сочинении и внес ряд правок. Так возникла новая редакция секстета, опубликованная в 1892 году в издательстве Юргенсона.
По образному строю секстет примыкает к поздним сочинениям Чайковского, наполненным трагизмом и отражающим неразрешимые внутренние противоречия и отчаянные попытки достигнуть идеала. Итальянского в музыке секстета не так уж много: отдельные танцевальные ритмы и подражание серенадам. Любимая Чайковским Италия (и, в частности Флоренция) выступает здесь скорее в роли символа идеальной гармоничной жизни, символа далекого и практически недостижимого. Первая часть отличается яркой конфликтностью, которая задается порывистой беспокойной главной темой. Вальсообразная побочная тема интонационно близка лирическим темам симфоний Чайковского, а драматические моменты разработки напоминают некоторые эпизоды из поздних симфоний, где сталкиваются личность и судьба. Вторая часть, вдохновенное певучее Adagio отличается светлым настроением, которое несколько омрачатся тревожными, призрачными тенями, вторгающимися в средний раздел. Тема третьей части интонационно напоминает русские народные песни, а в ее центральном разделе звучит удалой трепак. Быстрый финал соединяет в себе упругую танцевальную тему, маршевые ритмы и активное полифоническое развитие.