Сольный концерт " name="description" /> Сольный концерт " name="keywords" /> Сольный концерт " />
В программе:
Иоганн Себастьян Бах. Чакона из партиты ре минор для скрипки соло (BWV 1004)
Людвиг ван Бетховен. Соната для скрипки и фортепиано № 9, ля мажор, соч. 47 («Крейцерова»)
Дмитрий Шостакович. Соната для скрипки и фортепиано, соч.134
Сонаты и партиты для скрипки соло Иоганна Себастьяна Баха по праву считаются высочайшей вершиной скрипичного репертуара. Сам Иоганн Себастьян Бах кроме того, что был величайшим органистом своего времени, прекрасно играл на скрипке и знал все особенности этого инструмента. 3 сонаты и 3 партиты ставят перед исполнителем невероятно сложные художественные и технические задачи. Наибольшую известность из этого цикла получила Чакона из Второй партиты ре-минор. Само слово «чакона» - испанского происхождения. Оно обозначало старинный танец, с XVII века ставший довольно размеренным и исполнявшийся в трехдольном ритме. В XVIII веке чаконой также называют инструментальную пьесу, созданную в форме вариаций на неизменно повторяющийся бас, либо повторяющуюся последовательность аккордов. По форме и по образному наполнению чакона чрезвычайно близка пассакалии. Для Баха и чакона, и пассакалия - ритуальные жанры. Возвышенная скорбь Чаконы для скрипки соло связана с темой страстей Иисуса Христа и размышлением над бренностью и скоротечностью этого мира, в котором радость и страдание сменяют друг друга. По словам исследователя творчества Баха Альберта Швейцера, в этой музыке «Бах, как чародей, создает целый мир из одной-единственной темы. Словно скорбь столкнулась с радостью, и под конец они объединились в едином великом самоотречении».
Егор Ковалевский
Соната для скрипки и фортепиано №9 ля мажор, соч. 47 Людвига ван Бетховена вошла в историю под названием "Крейцерова", поскольку композитор посвятил ее французскому скрипачу Родольфу Крейцеру, об исполнительских и человеческих достоинствах которого имел весьма высокое мнение. Адресат тем не менее не оценил бетховенское творение и ни разу в жизни его не исполнил. Премьера сонаты, состоявшаяся в 1803 году, носила экзотический характер: партию фортепиано исполнял сам автор, а скрипичную партию – пользовавшийся известностью в то время виртуоз-мулат Бриджтауэр, сын некоего негра, выдававшего себя за абиссинского принца. Бетховен снабдил сочинение подзаголовком "в очень концертном стиле" – с полным правом он мог бы назвать ее "в симфоническом стиле", так как грандиозная первая часть производит впечатление части симфонии, превращая дуэт исполнителей в захватывающий "поединок", требующий от обоих инструментов всех их ресурсов. Вторая часть – Andante с вариациями – снова соревнование, но совсем другого рода: скрипка и фортепиано оспаривают друг у друга превосходство в тонкости и мастерстве рисунка, в легком, полетном движении сплетая ажурную музыкальную ткань. Финал сонаты – стремительная тарантелла, в которой господствует радостное настроение, стихия танцевальности и юмора.
Популярности Крейцеровой сонаты способствовала одноименная повесть Л. Толстого. В ней писатель назвал Andante "прекрасным, но обыкновенным, не новым", вариации "пошлыми", а финал "совсем слабым". Однако о первой части он написал так: "Эти вещи можно играть только при известных, важных, значительных обстоятельствах, и тогда, когда требуется совершить известные, соответствующие этой музыке важные поступки". Позже Лев Николаевич изменил свое нелестное мнение о второй и третьей частях. Из "Бесед с Толстым" пианиста Гольденвейзера известно, как растерялся писатель, услышав сонату через несколько лет после опубликования повести. Он, казалось, сам мог едва поверить в то, что приписывал когда-то этой музыке.
Надежда Кулыгина
Соната для скрипки и фортепиано op. 134 Дмитрия Шостаковича была окончена им осенью 1968 года и посвящена скрипачу Давиду Ойстраху. «Дмитрий Дмитриевич задумал сделать мне подарок и написать для меня новый, второй концерт, приурочив его к моему 60-летию. Но он ошибся на один год. Концерт был готов к моему 59-летию. Очевидно, Дмитрий Дмитриевич считал, что, раз он ошибся, ошибку надо исправить. Так появилась соната для скрипки и фортепиано... Я этого не ожидал, хотя уже давно мечтал, чтобы Шостакович написал скрипичную сонату», - позже вспоминал исполнитель. По образному строю это сочинение принадлежит к ряду тех произведений «позднего» Шостаковича, в которых внешняя боль и отчаяние трансформируется в глубокие сосредоточенные размышления.
В сонате изменена традиционная темповая последовательность: две медленные части обрамляют скерцозное Alegretto. Первая часть открывается длинной, змееобразной темой, построенной на двенадцатитоновой последовательности (дань Шостаковича додекафонной системе). Следующая тема в жанре польки с характерным танцевальным аккомпанементом представляет контраст основной теме и одновременно привносит саркастический мефистофельский элемент. Мефистофельское начало развивается во второй части - своего рода дьявольском скерцо. Моторика этой части агрессивна и разрушительна. Мелькает калейдоскоп сразу же распадающихся образов, кружение которых пусто и бессмысленно. Механистичный вихрь жизни прерывается грозными фанфарами третьей части - это смерть, вторгающаяся в мир. Характерные piccicato скрипки звучат подобно постукиванию костей. Третья часть написана в форме вариаций и выводит проблему столкновения жизни и смерти в высокие сферы бытия. Тема роковой обреченности соседствует с возвышенными и чистыми аккордами. Сквозь рябь и искажения неожиданно проявляются подлинно прекрасные образы. Эта аппеляция к прекрасным образам ренессанса и барокко - утверждение высокого идеала искусства. Страстные монологи скрипки перемежаются с мерной роковой поступью у фортепиано. В завершающей коде очень тихо и таинственно снова звучат эпизоды первой части. Заканчивается соната многоточием.
Егор Ковалевский