Игорь Стравинский
«Свадебка»
хореографические сцены с пением и музыкой
(концертное исполнение)
Солисты: Млада Худолей (сопрано), Ольга Савова (меццо-сопрано),
Александр Тимченко (тенор),
Андрей Серов (бас)
Соло на фортепиано: Светлана Смолина, Юлия Заичкина, Александр Могилевский, Максим Могилевский
Кантата «Звездоликий» на слова К.Д. Бальмонта
«Царь Эдип»
опера-оратория (концертное исполнение)
Рассказчик – Алексей Емельянов, Эдип – Александр Тимченко,
Креонт – Илья Банник, Иокаста – Надежда Сердюк, Тиресий – Михаил Петренко
Хор и симфонический оркестр Мариинского театра
Главный хормейстер – Андрей Петренко
Игорь Стравинский Надежда Кулыгина | ||
«Я датирую начало работы над «Царем Эдипом» сентябрем 1925 года, но по меньшей мере за пять лет до того я почувствовал потребность в сочинении драматического произведения крупного масштаба. Возвращаясь тогда из Венеции в Ниццу в сентябре же, я остановился в Генуе, чтобы обновить воспоминания об этом городе, где в 1911 году я отмечал пятилетие моей свадьбы. Здесь в книжном киоске я обнаружил книжку о жизни Франциска Ассизского, которую купил и прочел в тот же вечер. Этому чтению я обязан формированием мысли, которая часто, хотя и в смутных очертаниях, являлась мне с тех пор, как я сделался dèracinè (лишенный корней – фр.). Мысль заключалась в том, что текст, используемый в музыке, мог бы приобрести монументальность путем, так сказать, обратного перевода со светского на священный язык...
|
Шенберг писал о «Царе Эдипе»
Стравинского: «Здесь все навыворот: необычный театр, необычная
постановка, необычная развязка, необычное вокальное письмо, необычная
вертикаль, необычный контрапункт, необычная инструментовка». Эти слова
музыканта – основателя самой радикальной композиторской школы своего
времени - выразили всеобщее мнение об этом сочинении. Оно действительно
было не таким, как принято. | |
Кантата для мужского хора и оркестра «Звездоликий», написанная в
период трех знаменитых «русских» балетов – «Жар-птицы», «Петрушки» и
«Весны Священной», – одно из самых загадочных и редко исполняемых
сочинений Стравинского. В качестве литературного источника композитор
использовал символистское стихотворение Константина Бальмонта,
привлекшее его особенностями ритмики и прихотливостью созвучий. Суровые
образы Апокалипсиса воплощены Бальмонтом в череде экспрессивных
сравнений и метафор. Стравинский образ «вечности» передал с помощью
мерно торжественного хорового скандирования. Практически избегая
употребления басовой группы инструментов, композитор достиг эффекта
«парящей в воздухе» звучности. В средней части сочинения, на словах
Христа, оркестровка уплотняется и возникает впечатление исходящего
«свыше» мощного гласа.
Посвященная Клоду Дебюсси, с которым молодой Стравинский познакомился в
Париже в 1910 году, кантата «Звездоликий» стала своеобразным
«приношением» мэтру французского музыкального импрессионизма.
|
Звездоликий
Лицо его было как солнце – в тот час, когда солнце в зените,
Кругом него рдянились громы в обрывных разгневанных тучах
«Я первый, – он рек, – и последний», – и гулко ответили громы.
|