Санкт-Петербург, Концертный зал

Волшебный мир оперы


Второй концерт 16-го абонемента

В программе – произведения  Михаила Глинки,
Николая Римского-Корсакова
и Вольфганга Амадея Моцарта

Дирижер – Гавриэль Гейне

Знаете ли вы, что оперу придумали по ошибке?

Более 400 лет тому назад, в итальянском городе Флоренции существовал обычай: просвещенные любители искусства и литературы собирались вместе, чтобы беседовать о прекрасном и слушать музыку. Эти собрания поклонников всего изящного и возвышенного назывались камерата, что в переводе на русский язык означает «содружество» или «академия». (Совсем как наша Академия юных театралов)!

Образованные флорентийцы очень интересовались античной (т. е. древней) культурой Греции и Рима, чьи поэты, художники и скульпторы прославляли человека. Даже своих богов они изображали в виде прекраснейших людей.

Итальянцев XVI века восхищала древнегреческая трагедия, монументальность древнегреческих храмов, искусство, с которым древние ваятели передавали красоту и гармоничность человеческого тела. Поэтому итальянские скульпторы учились мастерству у греческих, архитекторы брали за образец великолепные пропорции античных храмов, а поэты и драматурги развивали традиции древних авторов.

Возродившийся интерес к античности дал название и самой исторической эпохе – эпохе Возрождения.

Труднее всего следовать греческим и римским образцам было музыкантам. С одной стороны, с античных времен сохранилось множество высказываний о музыке, научных трактатов, изображений музыкантов, и это говорило о том, что музыка являлась для греков и римлян одним из важнейших и любимейших искусств. С другой стороны, для записи музыки греки использовали труднейшую, только им известную нотацию, расшифровать которую пытаются до сих пор.

Что же было делать музыкантам эпохи Возрождения?

Подсказку они нашли в рукописях античных греческих пьес. Обнаружив над текстами ролей героев трагедий непонятные значки, итальянцы решили, что в античном театре актеры не просто произносили слова, а распевали их! Музыканты эпохи Возрождения поняли, что им нужно сначала научиться сочинять такую музыку, которая бы передавала все чувства действующих на сцене лиц: радость и гнев, боль и любовь, сомнение и решимость, а потом писать пьесы, целиком положенные на музыку.

Среди членов Флорентийской камераты, собиравшейся в доме Джованни Барди (графа Вернио), было много талантливых поэтов и музыкантов. Они-то и вошли в историю как создатели первых драматических представлений, целиком положенных на музыку.

До нас дошли немногие их произведения, но имена первых авторов мы знаем. Это – поэт Оттавио Ринуччини и композитор Якопо Пери.

Слово «опера» переводится на русский язык как «дело», «произведение», однако оперу так стали называть не сразу. Сначала говорили «музыкальная драма».

Новый вид театральных представлений с музыкой пришелся современникам по душе и скоро оперы стали ставить во многих городах Италии, а следом – и по всей Европе. Десятки и сотни композиторов отдавали свой талант оперному искусству. Выдающиеся музыканты становились знаменитыми оперными певцами. Великолепные здания оперных театров стали украшать городские площади.

 

«В чем же ошиблись итальянцы XVI века?» – спросите вы. Да в том, что большинство современных ученых считают, что древние греки вовсе не распевали на своих театральных представлениях. Загадочные значки, скорее всего, просто указывают актеру, где повышать, а где понижать голос.

Но это уже ничего изменить не может. Опера родилась, опера живет, да здравствует опера!

Замечательно чувствует она себя в Мариинском театре, в репертуаре которого 88 спектаклей, и 9 оперных премьер только за последний год!

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход