Мировая премьера: 19 июня 1825 года, Итальянский театр, Париж
Премьера в Мариинском театре и премьера постановки: 13 апреля 2005 года
Продолжительность спектакля 2 часа 40 минут
Спектакль идет с одним антрактом
Опера «Путешествие в Реймс, или Гостиница “Золотая лилия”» была написана в 1825 году по случаю коронации короля Франции Карла Х, и ее сюжет разворачивается как раз вокруг коронации, куда стремятся успеть многочисленные гости. Сам Россини называл свое сочинение сценической кантатой, и действительно, оно отличается от оперной модели, привычной для этого мастера. В опере четырнадцать (!) главных персонажей, состоящих в весьма запутанных взаимоотношениях. Небольшие ариозо то и дело прерываются квартетами и секстетами. Композитор часто отступает от нормативов так называемой la solita forma (речитатив – медленная ария – быстрая кабалетта), притом россиниевский почерк узнаваем, требования к виртуозности крайне высоки, а музыка витальна, солнечна и прозрачна.
Успеха у публики эта гениальная феерия в свое время не получила; более того, поскольку она была написана по конкретному случаю, автор изначально и не рассчитывал на долгую репертуарную жизнь собственного творения. Партитура была отозвана из парижского театра Комеди Итальен и оказалась на полке. Музыка из «Путешествия в Реймс» появилась позже в опере «Граф Ори»: в те времена самоцитирование было обычной практикой. Столь разумный метод соответствовал и бонвиванству Россини: зачем изнурять себя сочинением новой музыки, если можно приспособить старую, которую все равно мало кто слышал? «Путешествие в Реймс» было вновь обнаружено только в 1977 году, в архиве римской консерватории Санта-Чечилия, где музыковеды Дженет Джонсон и Филип Госсетт нашли странные ноты «Графа Ори», в которых была неизвестная до тех пор музыка. После нескольких лет работы по восстановлению партитуры, в 1984 году состоялась премьера оперы на россиниевском фестивале в Пезаро, родном городе композитора. С тех пор опера вошла в мировой репертуар, записывалась около десяти раз, а в Мариинском театре появилась в 2006 году, где была поставлена совместно с парижским театром Шатле.
Спектакль удостоился восторженных рецензий и национальной театральной премии «Золотая маска», причем сразу в двух номинациях: «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа режиссера». В нем нет пышных исторических костюмов: действие разворачивается на фоне трапа, ведущего на круизный лайнер; сцены – как и полагается – многолюдны. При этом все сделано элегантно, точно и тонко, с необходимой красочностью, но без излишеств. Весь контекст работает на то, чтобы наиболее органично раскрыть россиниевскую музыку и не потерять персонажей из виду в хитросплетениях сюжета. Денис Великжанин
Спектакль – лауреат национальной театральной премии «Золотая маска» (2006) в номинациях «Лучший спектакль в опере» и «Лучшая работа режиссера»
Совместная постановка с театром Шатле, Париж
При поддержке:
Музыка Джоаккино Россини
Либретто Луиджи Балокки по мотивам романа мадам де Сталь «Коринна, или Италия»
Маркировка спектаклей по возрастным категориям имеет рекомендательный характер.
Маркировка применена на основании Федерального закона от 29.12.2010 N436-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (с изм. и доп., вступ. в силу с 29.10.2019)