Санкт-Петербург, Концертный зал

Чайковский. Малер


Первый концерт 12-го абонемента

Петр Чайковский
Концерт № 1
для фортепиано с оркестром

Густав Малер
Симфония № 1, «Титан»

Cимфонический оркестр Мариинского театра

Мацуев, лауреат конкурса им. П. И. Чайковского 1998 года, имеет много общего с Владимиром Горовицем: их объединяет ярчайшая виртуозность, огромный диапазон звуковых оттенков, простирающийся от едва заметного шепота до оглушающего рокота. При этом, пламенная виртуозность Мацуева отнюдь не затемняет его мощного музыкального интеллекта.
«Чикаго Трибьюн»

 

Мощь его игры неограниченна. Его октавная техника несравненна. Его туше чрезвычайно детализировано. Никто не может играть увереннее, легче, прозрачнее. Когда слушаешь его игру, создается впечатление что пятирукий жонглер манипулирует пятью штангами каждая весом по 50 килограмм с такой легкостью, как если бы они были бумажными шарами. Так, вероятно, играл молодой Горовиц.
«Вестдойче цайтунг»

 

Первый концерт Чайковского – одно из самых исполняемых сочинений этого жанра. Яркий лиризм и мелодическая выразительность делают его любимцем публики, а богатство фортепианной фактуры привлекает внимание исполнителей. Однако по достоинству концерт был оценен не сразу. В 1875 году, когда Чайковский показал сочинение своему другу и учителю Николаю Рубинштейну, тот отказался от исполнения концерта, сочтя его фактуру недостаточно «пианистичной». В дальнейшем концерт получил известность в редакции Александра Зилоти, в которой был значительно усилен виртуозный план сочинения. В наши дни с успехом исполняются обе редакции – ставшая традиционной «зилотиевская» и авторская, в которой виртуозность не затеняет необыкновенное мелодическое богатство и выразительность фактуры.
Чайковский посвятил концерт знаменитому немецкому пианисту Гансу фон Бюлову. Выступления Бюлова в Бостоне, Нью-Йорке и Филадельфии прошли с огромным успехом, и с тех пор Первый концерт Чайковского стал одним из символов русской музыки. В России концерт впервые исполнил Сергей Танеев. Он же в одном из писем назвал его первым русским фортепианным концертом, что соответствовало действительности. Именно это произведение стало первым классическим образцом фортепианного концерта в русской музыке.

 

О своей Первой симфонии Малер говорил, что она «…родилась из любовного эпизода; он лежит в ее основе или, вернее, он предшествовал ей в эмоциональной жизни ее создателя».
Грандиозная по размаху первая часть «рисует утреннее пробуждение природы, возникающие из тишины, из предрассветного оцепенения звуки: голоса птиц, фанфары охотничьего рога, кличи, которые сливаются в неясный нарастающий гул…» (Инна Барсова). Явление Героя, подобно вагнеровскому Зигфриду, «очеловечивает» эту возвышенную пастораль, пронизанную от начала до конца песенными токами, мелодическими побегами, тянущимися из «Песен странствующего подмастерья».
Скерцо – полнокровное жизнерадостное претворение народного танца, мускулистого и грубоватого в крайних разделах и изящного грациозного лендлера в середине.
Третья часть – «Траурный марш в манере Калло» – гротескное музыкальное преломление известной в Австрии лубочной картинки – гравюры художника Морица фон Швиндта «Похороны охотника». Погребальная процессия зверей, которые хоронят охотника, – знак лицемерия и лжи, господствующих в жизни.
Финал – драматический центр симфонии и символ цельности человека, черпающего силы и обновляющегося вместе с природой. Именно к финалу в наибольшей степени относятся слова Малера о замысле нарисовать в Первой симфонии «полного сил героического человека, его жизнь и страдания, борьбу, сопротивление судьбе». Как замечательно сказал Пауль Штефан, первый биограф композитора, в музыке Малера «жизнь начинается на улице, а кончается в бесконечности».

Иосиф Райскин

Возрастная категория 6+

Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход