О программе третьего фестиваля «Северная лира» рассказывает его организатор – артистка оркестра Мариинского театра Софья Кипрская.
– Первый фестиваль был посвящен знаменитым арфистам Мариинского оркестра Альберту Цабелю и Екатерине Вальтер-Кюне. Чьи имена на этот раз осеняют концерты?
– Прежде всего, хотелось бы напомнить, что фестиваль посвящен памяти японской арфистки, филантропа и большого друга Мариинского театра Йоко Нагаэ Ческины, благодарная память о которой всегда будет жить в моем сердце. Также выражаю огромную благодарность маэстро Валерию Гергиеву за поддержку, оказанную фестивалю.
Среди связанных с арфой юбилейных дат этого года – 110-летие великой арфистки Веры Георгиевны Дуловой, сыгравшей важнейшую роль в развитии арфовой школы в нашей стране. Специальным гостем фестиваля станет артистка оркестра Большого театра, профессор академии музыки им. Гнесиных, ученица Веры Дуловой – Наталия Хамидовна Шамеева, которая 22 марта будет не только играть, но и рассказывать о программе концерта «Большой театр в гостях у Мариинского». Наталия Хамидовна за долгие годы работы накопила колоссальный профессиональный и человеческий опыт, поэтому встреча с ней обещает быть интересным событием. Большой театр впервые участвует в нашем фестивале, и я надеюсь, что сотрудничество будет продолжено.
Для меня также важно привлечь внимание к ленинградской-петербургской школе. В марте этого года исполнилось бы 80 лет петербургскому композитору, ученику Дмитрия Шостаковича Борису Ивановичу Тищенко один из концертов будет посвящен его памяти. На закрытии фестиваля солистка Петербургской филармонии Анна Макарова сыграет пьесу Евгения Петрова «Гора света», посвященную 80-летию Юрия Темирканова. Будут и мировые премьеры. В бесплатном дневном концерте «Открытая среда» 20 марта, названном нами «Арфовая феерия», можно будет услышать премьеру двух лирических ноктюрнов для арфы и камерного оркестра петербургского композитора Леонида Резетдинова – к слову, ученика Бориса Тищенко. Антонина Ростовская специально для фестиваля написала «Адажио» для камерного струнного оркестра и электроарфы, а мой брат Эдуард Кипрский сочинил трио «Сон Клеопатры», которое будет сопровождаться танцами.
– Как происходит отбор участников фестиваля?
– После прошлого фестиваля, концерты которого транслировались в интернете, было получено огромное количество заявок. В этом году к нам приедут арфисты из Бельгии, Чехии, Испании, Канады, Франции, Японии. На открытии фестиваля, 21 марта, можно будет услышать замечательных сестер-арфисток Каори и Мию Отакэ, которые впервые в Петербурге сыграют обработку для двух арф концерта Педро Хосе Бланко. Знаменитая болгарская арфистка, солистка Королевского оркестра Севильи Даниэла Иолкичева будет играть произведения в память о своем педагоге Татьяне Тауэр – еще одной выдающейся арфистке, которая преподавала в Санкт-Петербургской консерватории.
Кроме концертов пройдут мастер-классы, которые проведут Изабель Перрен – профессор Норвежской академии музыки, артистический директор Мирового конгресса арфистов, – и Яна Боушкова, профессор Брюссельской королевской консерватории, Королевского музыкального колледжа в Лондоне и Академии исполнительских искусств в Праге. Из Карелии приедут студенты Петрозаводской консерватории, их педагог – солистка театра «Санктъ-Петербургъ опера», выпускница Петербургской консерватории Елизавета Александрова.
Также мне важно дать возможность выступить в Мариинском театре не только мастерам, но и начинающим музыкантам. Поэтому среди учащихся музыкальных школ и училищ Петербурга и Москвы были выбраны таланты в возрасте от 7 до 15 лет, которые сыграют на концерте «Юные арфисты» 23 марта. Уверена, это станет незабываемым событием, как для участников концерта, так и для зрителей.
– К слову, о юных арфистах. Бывают ли специальные арфы малого размера, аналогичные скрипкам-восьмушкам и четвертушкам, предназначенные именно для детей?
– В Европе – да. Там дети начинают занятиях на арфах меньшего размера, удобных для их роста, а потом уже переходят на стандартные инструменты. В России сразу учатся играть на больших арфах, к которым, правда, некоторые педагоги приделывают специальные приспособления на педали, чтобы ребенку было удобнее дотянуться.
– Чем от них отличаются малые арфы наподобие кельтской?
– У такой арфы нет педалей, поэтому регулировать высоту тона приходится руками через специальные колки. Диапазон тоже меньше, чем на большой арфе – от трех до пяти октав. На нашем фестивале ручную малую арфу можно будет услышать на вечере памяти Бориса Тищенко. Ирина Донская, доцент Петербургской консерватории, сыграет на малой арфе концерт своего супруга, написанный им в 1977 году как свадебный подарок. Интересно, что в этом концерте наряду с малой (настроенной по специальной системе) арфе задействована и обычная педальная арфа, и исполнительнице в разных частях концерта нужно переключаться с одного инструмента на другой.
– Какие арфы сейчас считаются лучшими? Есть ли в России собственное производство?
– В советское время арфы выпускали в Ленинграде на фабрике имени Луначарского. Производство стало возможным благодаря, опять же, Вере Дуловой – она привезла в Советский Союз американскую арфу, которую у нас скопировали. После закрытия фабрики, в начале 2000-х арфы в России не выпускались, а сейчас появилась фирма Resonance Harps, в ассортименте которой есть как стандартные, так и маленькие арфы. Я бы хотела, чтобы в Петербурге открылось представительство американской фирмы Лайон&Хили, на мой взгляд, их арфы – лучшие на сегодняшний день. На фестивальных концертах будут в основном звучать инструменты этих фирм.
– В программе фестиваля много переложений. Существует ли сегодня проблема сольного арфового репертуара?
– Для арфы было написано много музыки, принадлежащей перу самых разных авторов. В наше время над расширением репертуара работают и композиторы, и сами арфисты, часто вместе – это и сотрудничество, и сотворчество. Так повелось еще с XIX века. Арфист Мариинского театра, знаменитый Альберт Цабель по просьбе Петра Ильича Чайковского редактировал соло в его балетах, и мы до сих пор используем его варианты. На фестивале прозвучит старинная музыка из библиотеки императрицы Елизаветы Алексеевны, которая сегодня хранится в Российском институте истории искусств. В свое время я дала два концерта, на которых после почти двухсотлетнего забвения прозвучали пьесы, исполнявшиеся когда-то в дворцовых залах. Но мне бы не хотелось, чтобы об арфе думали только как об инструменте минувших веков, поэтому современной музыки также будет много. Программы будут разные – и серьезная музыка (Борис Тищенко, Родион Щедрин), и более легкая (Иоганн Штраус, Августин Лара и другие).
Будут и сюрпризы. Так, на закрытии можно будет увидеть хореографические номера в постановке Веры Арбузовой с участием Юлии Махалиной. Мне кажется по своей красоте и благородству арфа близка балету, и неслучайно она так часто звучит в балетных партитурах.
– Если бы арфисты участвовали в конкурсе Чайковского, какой репертуар Вы бы предложили для обязательной программы? Какое произведение Чайковского, вроде арии Ленского, которую будут играть в июне все духовики, предложили бы исполнить всем участникам?
– Я бы включила в программу Фантазию Валерия Кикты на темы из оперы «Пиковая дама» и Фантазию Екатерины Вальтер-Кюне на темы «Евгения Онегина». Существуют также прекрасные переложения «Осенней песни», «На тройке» из цикла «Времена года». Ну и, конечно, виртуозные произведения Генделя, Диттерсдорфа, Буальдьё, Цабеля, Ренье, Глиэра, Дебюсси и Равеля. Многое из этого прозвучит на фестивальных концертах. Так что приходите, будет очень интересно и познавательно!
Беседовала Анна Петрова