Новости

15, 16, 17 и 28 июня в Мариинском театре состоится петербургская премьера балета «Концертные танцы» на музыку Стравинского в хореографии Александра Сергеева. Событие приурочено к празднованию дня рождения композитора. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков

15, 16, 17 и 28 июня в Мариинском театре состоится петербургская премьера балета «Концертные танцы» на музыку Стравинского в хореографии Александра Сергеева. Событие приурочено к празднованию дня рождения композитора. За дирижерским пультом всех показов – Арсений Шупляков.

Премьера «Концертных танцев» Стравинского для камерного оркестра состоялась под управлением автора в 1942 году в Лос-Анджелесе. И хотя сочинение задумывалось в первую очередь для концертного исполнения, эта музыка стала источником вдохновения для многих выдающихся балетмейстеров. Первым одноактный балет на музыку Стравинского представил Джордж Баланчин – в 1944 году силами Русского балета Монте-Карло (спустя почти три десятилетия, в 1972-м, Баланчин создал еще одну постановку на эту музыку – для труппы New York City Ballet). Следующим стал Кеннет Макмиллан – в 1955 году состоялась премьера его «Концертных танцев» в исполнении британской труппы Sadler’s Wells Theatre Ballet. В списке постановщиков также Лью Кристенсен (1959), Тод Болендер (1964), Джон Тарас (1971) и др. Сегодня петербургская публика познакомится с хореографической интерпретацией музыкального материала Стравинского, созданной Александром Сергеевым.

Идея композитора о том, что одной из главных его творческих задач является выразительная, насыщенная музыкальным сюжетом театральность, нашла отражение и в постановке Сергеева. «Изначально я хотел, чтобы это был абсолютно бессюжетный спектакль, однако во время репетиционного процесса стали возникать… не сюжеты, но некие взаимоотношения внутри групп танцовщиков, внутри пары, между солистом и пятью парами. И хотя мы всегда следуем за музыкой, в каждом составе эти взаимоотношения уникальны», – отмечает хореограф.

Шедевр неоклассического периода творчества Стравинского – смелая, дерзкая, акцентная музыка «Концертных танцев», обогащенная большим количеством тем, сменяющих друг друга, – сценически воплотится в классической и неоклассической хореографии. В обширном багаже Сергеева-танцовщика – опыт ведущих классиков современной эпохи: Джорджа Баланчина, Уильяма Форсайта и многих других, чьи работы оказали влияние на хореографический язык Сергеева-постановщика. В «Концертных танцах» нашлось место и оммажам: «В партитуре Стравинский цитирует сам себя. Там есть несколько тактов из “Аполлона”, из “Весны священной”... В эти моменты я даю хореографические отсылки. Зрители, знакомые с этими спектаклями, сразу свяжут музыкальный ряд с визуальным», – говорит Александр Сергеев.

Художником по костюмам выступил Леонид Алексеев – их творческий тандем с Александром Сергеевым уже известен петербуржцам по новой постановке балета «Двенадцать» Тищенко, впервые представленной два года назад.

15, 16 (в 13:00 и 19:00) и 17 июня «Концертные танцы» покажут на новой сцене Мариинского театра вместе с редко идущим балетом «Поцелуй феи» Стравинского в хореографии Максима Петрова. 28 июня «Концертные танцы» пройдут на исторической сцене Мариинского театра в паре с «Жар-птицей» Стравинского в хореографии Михаила Фокина (1910).

>>>

29 мая Мария Лобанова (Большой театр) дебютирует в партии Катерины Измайловой в опере Дмитрия Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

11, 12 и 13 июня на новой сцене Мариинского театра пройдут гастроли балета Большого театра России. В июне московская труппа покажет «Ивана Грозного» на музыку Сергея Прокофьева в хореографии Юрия Григоровича. В главных партиях выйдут Артемий Беляков, Светлана Захарова, Денис Родькин, Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Евгения Образцова, Егор Геращенко и Анна Никулина

11, 12 и 13 июня на новой сцене Мариинского театра пройдут гастроли балета Большого театра России. В июне московская труппа покажет «Ивана Грозного» на музыку Сергея Прокофьева в хореографии Юрия Григоровича. В главных партиях выйдут Артемий Беляков, Светлана Захарова, Денис Родькин, Игорь Цвирко, Артем Овчаренко, Евгения Образцова, Егор Геращенко и Анна Никулина.

Идея создания балета на музыку Сергея Прокофьева к фильму «Иван Грозный» принадлежит дирижеру Абраму Стасевичу, озвучившему кинофильм Сергея Эйзенштейна. Именно Стасевич обратил внимание Юрия Григоровича на особые достоинства этой музыки, и балетмейстер загорелся мыслью о новом спектакле. Однако Стасевич рано ушел из жизни, не успев подготовить музыкальный материал к балету. Всю работу по композиции и редактированию материала сделал композитор и музыковед Михаил Чулаки. В состав балета вошли фрагменты музыки к кинофильму «Иван Грозный», Русской увертюры, кантаты «Александр Невский» и три части Третьей симфонии Прокофьева.

Автором либретто выступил сам Юрий Григорович. Он отмечал, что в основу замысла легла в первую очередь музыка Прокофьева. Работая над «Иваном Грозным», балетмейстер изучил множество исторических материалов, а осенью 1974 года вся постановочная группа, в том числе и Симон Вирсаладзе, создавший оформление для спектакля, посетила старинный русский город Александров, где долгое время жил и правил страной Иван IV.

Премьера балета состоялась 20 февраля 1975 года в Большом театре. В репертуаре спектакль просуществовал до 1990 года – за это время он был показан на домашней сцене девяносто девять раз. Еще почти столько же представлений прошло на многочисленных зарубежных гастролях – в Аргентине, Бразилии, США, Франции, Германии, Великобритании и других странах. В Ленинграде «Иван Грозный» был дан всего спустя год после премьеры – в 1976-м, в рамках фестиваля искусств «Белые ночи» и празднования 200-летия Большого театра. Эти гастроли стали первыми выступлениями труппы Большого на сцене Кировского (Мариинского).

В новом столетии «Иван Грозный» возвратился на Историческую сцену Большого театра – возобновление этой постановки в новой хореографической редакции состоялось 8 ноября 2012 года. Художниками по возобновлению декораций выступили Наталья Павлова и Михаил Сапожников, художником по возобновлению костюмов – Елена Меркурова.

Главные партии на петербургских гастролях исполнят: 11 июня – Артемий Беляков (Иван IV), Светлана Захарова (Анастасия) и Денис Родькин (князь Курбский); 12 июня – Игорь Цвирко (Иван IV), Евгения Образцова (Анастасия) и Артем Овчаренко (князь Курбский); 13 июня – Егор Геращенко (Иван IV), Анна Никулина (Анастасия) и Артем Овчаренко (князь Курбский). Художественный руководитель балетной труппы Большого театра – Махар Вазиев.

>>>

В первый летний месяц в рамках XXXII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» на сценах Мариинского театра пройдет Фестиваль Джузеппе Верди. Прозвучат семь сочинений классика итальянской оперы XIX века – от самых популярных до редко исполняемых. События объединит специальный тематический абонемент

В первый летний месяц в рамках XXXII Музыкального фестиваля «Звезды белых ночей» на сценах Мариинского театра пройдет Фестиваль Джузеппе Верди. Прозвучат семь сочинений классика итальянской оперы XIX века – от самых популярных до редко исполняемых. События объединит специальный тематический абонемент.

Первое событие Фестиваля Джузеппе Верди состоится уже 4 июня. На новой сцене Мариинского театра прозвучит опера «Фальстаф» – лирическая комедия на сюжет Шекспира, 460 лет со дня рождения которого отмечается в этом году. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев. Еще одним оперным сочинением Верди на сюжет английского классика на фестивале станет «Макбет» – 11 июня на исторической сцене Мариинского театра.

7 июня на новой сцене будет дана опера «Риголетто», поразившая современников Верди человечностью и психологизмом. Самые популярные сочинения композитора прозвучат на фестивале дважды. 8 июня днем и вечером представят «Аиду» в роскошной постановке Алексея Степанюка. Написанная великим итальянцем к открытию Каирской оперы и завершению строительства Суэцкого канала, «Аида» стала первой национальной египетской оперой. 9 июня днем и вечером будет исполнена пронзительная «Травиата» по знаменитой драме Александра Дюма-сына «Дама с камелиями».

Также на новой сцене Мариинского театра можно будет познакомиться с «Набукко» – оперой, которая когда-то принесла славу и невероятный успех молодому Джузеппе Верди. 23 июня представят спектакль в режиссуре Анны Шишкиной, премьера которого прошла в предыдущем сезоне.

Завершится  Фестиваль Джузеппе Верди оперой «Сила судьбы» (24 июня). И неслучайно: великий итальянский мастер создал это произведение по заказу Дирекции Императорских театров – и именно на сцене Большого (Каменного) театра, предка Мариинского, в 1862 году состоялась мировая премьера «Силы судьбы». По сей день опера украшает репертуар театра, позволяя публике насладиться вердиевским шедевром в максимально аутентичном виде: на мариинской сцене он идет в первой редакции и в декорациях, созданных для премьеры 1862 года.

Все показы объединил тематический абонемент «Фестиваль Джузеппе Верди» – при покупке билетов на три и большее количество событий действуют специальные цены.

XXXII Музыкальный фестиваль «Звезды белых ночей» проходит с 27 мая по 1 августа. События насыщенной программы охватят сразу все петербургские сцены Мариинского театра. Художественный руководитель фестиваля – Валерий Гергиев. Фестиваль проводится при поддержке Министерства культуры Российской Федерации.

>>>

28 мая Дарьяна Бобарыкина дебютирует в роли Мюзетты в опере Джакомо Пуччини «Богема».

С 12 по 14 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдут показы «Жизни за царя». Грандиозное представление приурочено к юбилею великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, которому 1 июня исполняется 220 лет

С 12 по 14 июня на Исторической сцене Большого театра России пройдут показы «Жизни за царя». Грандиозное представление приурочено к юбилею великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки, которому 1 июня исполняется 220 лет.

Эти показы станут кульминацией масштабного празднования – в течение всего сезона с участием артистов Большого и Мариинского театров проходят специальные события, связанные со знаменательной датой.

«В нынешнем году два главных театра России отмечают крупнейший юбилей в мировой музыкальной культуре – 220-летие со дня рождения основоположника русской классической музыки Михаила Ивановича Глинки. Мы обязательно посетим и Смоленск, его родину, – проведем там совместную яркую акцию», – говорит генеральный директор Большого театра, художественный руководитель – директор Мариинского театра Валерий Гергиев.

Имя Глинки тесно связано с историей Мариинского. Так, именно на сцене Большого (Каменного) театра на Карусельной площади, от которого ведет свою историю Мариинский, состоялись мировые премьеры опер Глинки «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1842). «Жизнь за царя» звучала также и на открытии первого сезона в 1860 году в новом здании, известном сегодня как историческая сцена Мариинского.

Обе оперы по сей день входят в репертуар Мариинского театра и пользуются неизменным успехом у публики спустя почти два века.

В апреле прошлого года «Жизнь за царя» была представлена петербургскому зрителю с возобновленными танцами польского акта по мотивам хореографии Сергея Кореня и Андрея Лопухова (постановка 1939 года). Хореографом возобновления выступила Елена Баженова, режиссерами – Илья Устьянцев и Михаил Смирнов.

Московской публике будут представлены две версии постановки Дмитрия Чернякова: с хореографией Сергея Вихарева и с возобновленным польским актом в хореографии Сергея Кореня и Андрея Лопухова.

>>>

26 мая Сергей Скороходов дебютирует в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» в партии Богдана Собинина.

25 мая Роман Бурденко дебютирует в опере Гектора Берлиоза «Троянцы» в партии Хореба.

25 мая Елена Свинко (Жар-птица), Никита Корнеев (Иван-Царевич), Виктория Краснокутская (Царевна-Ненаглядная краса) дебютируют в дневном представлении балета «Жар-птица».

29 мая на исторической сцене Мариинского театра прозвучит опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В этом году исполняется девяносто лет со дня мировой премьеры сочинения. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев

29 мая на исторической сцене Мариинского театра прозвучит опера Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В этом году исполняется девяносто лет со дня мировой премьеры сочинения. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.

Премьера «Леди Макбет Мценского уезда» состоялась практически одновременно в двух городах. 22 января 1934 года сочинение было представлено в Ленинграде – в Государственном академическом Малом оперном театре, а двумя днями позднее в Москве – на сцене Музыкального театра им. Вл. И. Немировича-Данченко. Опера молодого Шостаковича имела шумный успех и начала торжественное шествие по мировым сценам: Кливленд, Буэнос-Айрес, Нью-Йорк, Филадельфия, Братислава, Стокгольм.

Для советских слушателей все изменилось в 1936 году, после выхода в газете «Правда» разгромной редакционной статьи «Сумбур вместо музыки», – «Леди Макбет Мценского уезда» покинула советскую сцену. Однако в 1962 году в Музыкальном театре им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко была представлена «Катерина Измайлова» – вторая авторская редакция оперы уже зрелого мастера. Под этим названием произведение обошло десятки сцен СССР и всего мира.

Мариинский театр осуществил постановку обеих редакций: под музыкальным руководством и по инициативе Валерия Гергиева 20 мая 1995 года состоялась премьера спектакля «Катерина Измайлова», а 21 июня 1996 года – «Леди Макбет Мценского уезда». Сегодня в Мариинском звучит первая, оригинальная редакция, созданная Шостаковичем в 1932-м.

В основе либретто лежит одноименная повесть Николая Лескова. Но если у писателя Катерина предстает скучающей купчихой, совершающей неприглядные поступки, то главная героиня глазами композитора – гордая и сильная молодая женщина, безоглядная в страсти и бесстрашная в бунте. Двадцатипятилетний Шостакович встает на защиту Катерины и методично разоблачает ее порочное окружение.

>>>
Любое использование либо копирование материалов сайта, элементов дизайна и оформления запрещено без разрешения правообладателя.
user_nameВыход