8 декабря в 17:00 на сцене Большого театра Беларуси солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Главные партии исполнит звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов, Владислав Сулимский и Андрей Зорин. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев
8 декабря в 17:00 на сцене Большого театра Беларуси солисты оперы, Хор и Симфонический оркестр Мариинского театра представят грандиозную оперу Модеста Мусоргского «Хованщина» в монументальной постановке Леонида Баратова и исторически достоверной сценографии Федора Федоровского. Главные партии исполнит звездный состав солистов: Юлия Маточкина, Станислав Трофимов, Михаил Петренко, Сергей Скороходов, Евгений Акимов, Владислав Сулимский и Андрей Зорин. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
Исполнение «Хованщины» на белорусской сцене пройдет в рамках культурной программы празднования 25‑летия Договора о создании Союзного государства, а также продолжит масштабное празднование 185-летия со дня рождения Модеста Мусоргского – этот крупный юбилей в мире музыки Мариинский отмечает специальными событиями в течение всего года. Предстоящие гастроли станут первым выступлением Мариинского театра в Большом театре Беларуси.
«Хованщина» – последняя опера Модеста Мусоргского. Монументальный сюжет о стрелецком бунте, старообрядцах и приходе нового царя, несмотря на выдающуюся литературность, не имеет книжного первоисточника. Модест Мусоргский, уже зрелый композитор, самостоятельно написал либретто. Увлеченный русской историей, день за днем он проводил в библиотеке и консультировался со специалистами. Композитор работал над сочинением с 1872 по 1880 год, однако так и не успел дописать клавир.
После смерти Мусоргского оперу завершил и инструментовал Римский-Корсаков. Впервые «Хованщина» была исполнена 9 февраля 1886 года силами Музыкально-драматического кружка любителей в Зале Кононова (Санкт-Петербург). Премьера в Мариинском театре состоялась 7 ноября 1911 года благодаря активному участию Федора Шаляпина. Он выступил в качестве режиссера первой постановки и исполнил в ней партию Досифея, подарив всему театральному миру эталонный образ. Художником спектакля стал Константин Коровин.
До начала 1950-х «Хованщина» исполнялась в основном в редакции Римского-Корсакова. Но затем предпочтение начали отдавать авторскому клавиру, воссозданному Павлом Ламмом (1932), и оркестровой партитуре Дмитрия Шостаковича (1959), наиболее приближенной к подлинному замыслу Мусоргского. Первым к редакции Шостаковича обратился Кировский (Мариинский) театр в 1960 году. А в 1989-м, к фестивалю Мусоргского, Валерий Гергиев раскрыл неоправданные купюры, освежив восприятие произведения.
13 июля 1952 года в Кировском (Мариинском) театре был представлен спектакль Леонида Баратова. Внимание к реалистическим деталям и размах массовых сцен сообщали его постановкам историческую достоверность. Баратовская «Хованщина» выдержала и редакцию Римского-Корсакова, и перемену ее на партитуру Шостаковича. К фестивалю Мусоргского в 1989 году спектакль отредактировал режиссер Эмиль Пасынков, реставрировались и знаменитые декорации Федора Федоровского, в советское время продолжившего традиции великих театральных художников Константина Коровина и Александра Головина. Позднее сценическая версия была подновлена Юрием Александровым и Юрием Лаптевым (2000). Художник возобновления – Вячеслав Окунев, художник возобновления костюмов – Татьяна Ногинова. Так в репертуаре Мариинского театра по сей день сохраняется спектакль, ведущий свою родословную от первой постановки «Хованщины» в ноябре 1911 года.
7 декабря Наталья Часовитина дебютирует в партии Росы в опере Энгельберта Хумпердинка «Гензель и Гретель».
6 декабря Савва Хастаев дебютирует в партии Князя Синодала в опере Антона Рубинштейна «Демон».
5 декабря в опере Родиона Щедрина «Мертвые души» заявлены дебюты Елены Горло (Плюшкин), Киры Логиновой (Лизанька Манилова) и Станислава Леонтьева (Селифан).
4 декабря в московском театре «Современник» состоялась торжественная церемония вручения премий председателя и сопредседателя Союза театральных деятелей России. Премию в области музыкального театра за значительный вклад в его развитие получила прима-балерина Мариинского театра Рената Шакирова
4 декабря в московском театре «Современник» состоялась торжественная церемония вручения премий председателя и сопредседателя Союза театральных деятелей России. Премию в области музыкального театра – за значительный вклад в его развитие – получила прима-балерина Мариинского Рената Шакирова.
«Это не просто признание, это – вдохновение продолжать творить и развиваться. Я искренне надеюсь, что такие инициативы помогут нашему театральному искусству процветать!» – сказала Рената Шакирова, выражая благодарность за высокую оценку ее работы. Диплом лауреата премии вручил председатель Союза театральных деятелей России Владимир Машков.
С нынешнего года – в рамках инициативы Союза театральных деятелей России – вместо одной премии, существовавшей с 2002-го, присуждаются новые награды, направленные на поддержку молодых и талантливых. Эта инициатива призвана популяризировать их творчество и стимулировать создание проектов в области театрального искусства.
По итогам сезона 2023–2024 годов Союзом театральных деятелей России был отмечен губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Глава региона получил специальную премию «Золотая маска» за поддержку отечественного театрального искусства, участие в осуществлении новых значимых проектов и начинаний.
Мариинский театр и его Приморская сцена поздравляют Олега Кожемяко с этой наградой и благодарят за значительную помощь и поддержку в развитии и работе владивостокского филиала Мариинского.
Легендарный балет «Щелкунчик» Петра Чайковского в хореографии Василия Вайнонена был впервые представлен на сцене Кировского (Мариинского) театра в 1934 году. Эта волшебная постановка о детских грезах сразу полюбилась зрителям: спектакль был успешно поставлен на многих советских сценах и за рубежом, и сегодня он украшает афиши многих театров, став настоящей зимней классикой
Легендарный балет Чайковского «Щелкунчик» в хореографии Василия Вайнонена был впервые представлен на сцене Кировского (Мариинского) театра в 1934 году. Это волшебное произведение о детских грезах сразу полюбилось зрителям: балет был успешно поставлен на многих советских сценах и за рубежом, и сегодня он украшает афиши многих театров, став настоящей зимней классикой. Вот уже девяносто лет «Щелкунчик» в хореографии Вайнонена не сходит с мариинской сцены, приобщая к балетной сказке новые и новые поколения петербуржцев.
Свою оригинальную версию Василий Вайнонен ставил на детей, воспитанников Ленинградского государственного хореографического техникума (ныне Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой). По задумке хореографа, роли девочки Маши и Щелкунчика в начале спектакля исполняли дети: вместе со сверстниками Маша веселилась на новогодней елке, удивлялась фокусам и мечтала. И только во втором акте, когда во сне маленькой Маши Дроссельмейер превращал их в прекрасных принцессу и принца, их заменяли взрослые артисты. Словно по мановению волшебной палочки, на сцене появлялись прекрасная Маша-принцесса и Щелкунчик-принц, впереди их ждала самая сложная и красивая часть спектакля – большое адажио.
В 1993 году для зарубежных гастролей художественный руководитель балета и главный балетмейстер Мариинского театра Олег Виноградов адаптировал спектакль – теперь взрослые артисты были задействованы во всех актах, они же изображали детей на елке. Позднее эта версия закрепилась и на родной сцене. С тех пор «Щелкунчик» в постановке Вайнонена в Мариинском можно было увидеть в разных исполнениях: часть спектаклей представляла труппа театра, а другая часть осуществлялась целиком силами воспитанников Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой.
В нынешнем сезоне художественный руководитель балетной труппы Мариинского театра Андриан Фадеев предложил возобновить оригинальную версию постановки Василия Вайнонена на мариинской сцене. До 29 декабря, пока воспитанники Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой не уйдут на новогодние каникулы, они будут исполнять партии детей в «Щелкунчике» в хореографии Вайнонена.
19, 22 и 29 декабря в Мариинском театре состоится первая премьера 242-го сезона – новая постановка чарующей оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Оду всепоглощающей любви воплотят на сцене Концертного зала режиссеры Константин Балакин и Алексей Степанюк и художник Елена Вершинина
19, 22 и 29 декабря в Мариинском театре состоится первая премьера 242-го сезона – новая постановка чарующей оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда». Оду всепоглощающей любви воплотят на сцене Концертного зала режиссеры Константин Балакин и Алексей Степанюк и художник Елена Вершинина.
Мировая премьера сочинения состоялась 160 лет назад – 10 июня 1865 года в Королевском придворном театре в Мюнхене, под управлением Ганса фон Бюлова. Опера была встречена публикой более чем благосклонно – первые спектакли прошли с триумфальным успехом.
Несмотря на громкую премьеру и последующую мировую известность сочинения, его сценическая судьба не богата постановками. В первую очередь из-за сложной партитуры и значительных требований к исполнителям, соответствовать которым могут редкие оперные труппы. Мариинский театр, с целой плеядой вагнеровских певцов и настоящим вагнеровским оркестром, обладающий уникальной репертуарной коллекцией, – единственный театр в России, где у «Тристана и Изольды» есть история постановок.
Впервые «Тристан и Изольда» в Мариинском были исполнены силами немецкой оперной труппы в 1898 году, однако уже 5 апреля 1899 года состоялась премьера собственной постановки театра (на русском языке, перевод Всеволода Чешихина под редакцией Ивана Ершова). Через десять лет, в 1909-м, зрители увидели режиссерскую версию Всеволода Мейерхольда в оформлении художника Александра Шервашидзе (на русском языке, перевод Виктора Коломийцова). Спектакль получил неоднозначные оценки, но оказал значительное влияние на становление Мейерхольда как режиссера. С началом Первой мировой войны все немецкие оперы исчезли из репертуара театра. Не появились «Тристан и Изольда» на афишах и в советское время.
Следующее сценическое воплощение опера получила лишь в новом тысячелетии – в 2005 году спектакль поставил Дмитрий Черняков. С режиссером сотрудничали художники Зиновий Марголин, Ирина Цветкова, Глеб Фильштинский. Дирижировал Валерий Гергиев. Спектакль шел на исторической сцене Мариинского театра до 2010 года, а в 2015-м он был перенесен в Мариинский-2.
Постановка Константина Балакина и Алексея Степанюка позволит иначе посмотреть на знаменитую историю о любви и смерти: в пространстве Концертного зала, где сцена, словно в античном амфитеатре, расположена ниже рядов партера, от внимательного взгляда зрителя не ускользнет ни одна деталь. Большие чувства и тонкие, едва уловимые намеки будут разворачиваться перед публикой предельно отчетливо.
«Любовь здесь представляется как миф, как стихия и как пространство. Оно мрачное, но в этой мрачности есть некая торжественность, ритуальность. Вагнер буквально гипнотизирует слушателей: с первого до последнего звука мы пребываем в бесконечно протяженной мелодии, она завораживает, куда-то уводит, уносит, мы одновременно воспаряем и погружаемся в бездну. Свой личный, достаточно болезненный опыт композитор накладывает на средневековую легенду, которая, на самом деле, не привязана к той или иной эпохе, но продолжается и сейчас. Вагнер говорил, что он хочет дать искусству будущего новые пути, и именно в “Тристане и Изольде” ему, как нигде, удалось это сделать: и символизм, и модернизм, и даже постмодернизм находят выражение в этой опере», – подчеркивает Константин Балакин.
Либретто к «Тристану и Изольде» Вагнер написал самостоятельно, заимствуя опорные точки сюжета из средневековой кельтской легенды, изложенной в стихотворном романе Готфридом Страсбургским. Композитор значительно сократил сюжет, количество сцен и действующих лиц. В центр внимания он поместил двух влюбленных, которым суждено открыть друг другу свои чувства только на пороге смерти.
«Молодежь сегодня прагматична. Знакомятся через интернет, женятся через интернет. “Тристан и Изольда” – остров пьянящей, экзальтированной любви, в которой каждая фраза наполнена мощным зарядом энергии страсти. Этот спектакль должен напомнить нам: за пределами материального есть что-то большее – чувства и эмоции. Они могут быть настолько всепоглощающими, что понятия “любовь” и “смерть” становятся синонимами. И умереть не страшно», – отмечает Алексей Степанюк.
По задумке постановщиков, в сценографии будут использоваться темы, отсылающие к знаменитой картине современника Вагнера художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых». Сто лет назад репродукцию этого полотна можно было встретить едва ли не в каждой гостиной не только в Германии и Австрии, но и в России. Мотивы картины, в свое время открывшей новую, символистскую эпоху в живописи, станут визуальным отражением центральной идеи оперы – предельного столкновения любви и смерти, таинства, которое композитор обозначил понятием Liebestod.
2 декабря Екатерина Савинкова (Джильда), Роман Широких (Герцог), Дарья Рябоконь (Маддалена) дебютируют в опере Джузеппе Верди «Риголетто».
3 декабря в 19:00 на сцене концертно-зрелищного центра «Миллениум» в Ярославле прозвучит одна из самых загадочных русских опер – «Пиковая дама». Главные партии исполнят Олег Долгов (Большой театр), Татьяна Павловская, Екатерина Сергеева, Елена Манистина (Большой театр), Владислав Сулимский и Владимир Мороз. За пультом объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого – Валерий Гергиев
3 декабря в 19:00 на сцене концертно-зрелищного центра «Миллениум» в Ярославле прозвучит одна из самых загадочных русских опер – «Пиковая дама». Главные партии исполнят Олег Долгов (Большой театр), Татьяна Павловская, Екатерина Сергеева, Елена Манистина (Большой театр), Владислав Сулимский и Владимир Мороз. За пультом объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого – Валерий Гергиев.
В этом году музыкальный и литературный мир широко празднуют крупный юбилей – 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. В течение всего сезона на сценах Большого и Мариинского, а также силами трупп этих театров на других площадках, проводятся специальные события, приуроченные к праздничной дате. Представление «Пиковой дамы» Чайковского, написанной на сюжет одноименной повести Пушкина, на ярославской сцене продолжит чествование великого поэта.
«Пиковая дама» – драматургически безукоризненная опера-симфония, одна из главных опер русского репертуара в Мариинском. В гипнотизирующей музыке Чайковский воплотил и загадочный сумрачный Петербург, и захватывающую атмосферу повести Пушкина, и трагический образ героя на грани безумия. Спектакль Алексея Степанюка воссоздает атмосферу призрачной и величественной Северной столицы. Сценография обыгрывает хрестоматийные приметы Петербурга: колонны, скульптуры, гранитный шар, а со строгой графикой декораций контрастируют роскошные костюмы.
Мировая премьера сочинения прошла 7 декабря 1890 года под управлением Эдуарда Направника в Мариинском театре. Она стала настоящим триумфом Чайковского – воодушевленная публика вызывала композитора после спектакля бесчисленное количество раз. С тех пор «Пиковая дама» практически не сходит с театральных афиш, неизменно пользуясь успехом у все новых и новых поколений публики.