Сегодня, 20 апреля, в светлое Воскресение Христово, в 17:00 состоится торжественное открытие XХIV Московского Пасхального фестиваля. В этом сезоне оно впервые пройдет на сцене Большого театра России. За дирижерским пультом Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров – Валерий Гергиев
Сегодня, 20 апреля, в светлое Воскресение Христово, в 17:00 состоится торжественное открытие XХIV Московского Пасхального фестиваля. В этом сезоне оно впервые пройдет на сцене Большого театра России. За дирижерским пультом Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров – Валерий Гергиев.
Традиционными останутся обширная география и насыщенные программы фестиваля – симфоническая, хоровая и звонильная. Неизменны и его главные принципы: благотворительная, образовательная и просветительская деятельность. XXIV Московский Пасхальный фестиваль проходит с 16 апреля по 9 мая. Особое внимание в 2025 году уделено двум важным датам: 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 185-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. В честь этих событий выдающиеся солисты и музыкальные коллективы представят уникальные программы на центральных площадках Москвы и регионов России.
В рамках симфонической программы фестиваля Валерий Гергиев и музыканты Объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого театров за двадцать четыре дня преодолеют более 20 000 километров пути и посетят двадцать пять городов России – от столицы до регионов Сибири, Урала и юга страны. Музыканты уже выступили в Воронеже, Краснодаре, Новочеркасске, Ростове-на-Дону. А также во Владикавказе, где под управлением Валерия Гергиева торжественно открыли новую камерную площадку малый зал культурного центра.
«Все началось примерно в 2021 году. Мы часто ходили мимо бывшего кинотеатра „Комсомолец“, а еще раньше – „Пате“. Осенью прошлого года в этом замечательном историческом здании мы открыли большой зал. А сегодня – зал малый, предназначенный в первую очередь для детских событий. Я рад, что теперь у нас есть два зала, которые могут принимать разную аудиторию. И силами Филиала Мариинского театра во Владикавказе, и силами артистов, которые живут в Петербурге и Москве, здесь будет развернута довольно большая и интересная программа при участии исполнителей, которых знает и вся страна, и весь мир», – отметил Валерий Гергиев.
В хоровой программе фестиваля впервые примут участие Хор Большого театра России и Академический хор «Восток» Уханьской консерватории из КНР. Участие китайского хора в Московском Пасхальном фестивале проходит в рамках Годов культурного сотрудничества России и Китая. Это событие станет важным шагом в укреплении дружественных отношений между двумя странами через искусство и культуру. Всего в хоровой программе примут участие девятнадцать коллективов, представив более пятидесяти выступлений в двух десятках городов России.
Звонильная программа фестиваля охватит тридцать пять храмов Москвы, Санкт-Петербурга, Истры, Звенигорода, Красногорска, Самары, Екатеринбурга. В колокольных концертах примут участие более сорока пяти профессиональных звонарей из России и Беларуси.
За годы существования Московский Пасхальный фестиваль стал одним из крупнейших и самых ожидаемых событий культурной жизни России. Это не только ежегодный праздник музыки для миллионов россиян, но и уникальная площадка для международного культурного диалога. В фестивале приняли участие несколько тысяч исполнителей со всего мира, среди которых и артисты мировой величины, и молодые таланты, и лауреаты Международного конкурса им. П. И. Чайковского.
Московский Пасхальный фестиваль был основан в 2002 году по инициативе Валерия Гергиева и Правительства Москвы, а в 2003 году он получил статус всероссийского проекта при поддержке Президента Российской Федерации Владимира Путина. В 2025 году Московский Пасхальный фестиваль проходит при поддержке Правительства Москвы, Министерства культуры Российской Федерации и по Благословению Его Святейшества Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
20 апреля Юрий Власов дебютирует в партии князя Юрия в опере Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии».
19 апреля в дневном прдставлении Григорий Попов дебютирует в партии Царя, в вечернем спектакле Максим Изместьев впервые исполнит заглавную партию в балете «Конек-горбунок».
19 апреля Николай Стацюк дебютирует в партии Маленького принца в одноименной опере Леонида Клиничева.
17 апреля Есения Анушенкова дебютирует в па-де-труа Друзей принца в балете «Лебединое озеро».
18 апреля в столице Республики Северная Осетия – Алания пройдет серия выступлений ведущих артистов из Санкт-Петербурга и Москвы. Валерий Гергиев, объединенные силы Мариинского и Большого и Страдивари-ансамбль Мариинского театра представят владикавказскому зрителю россыпь из четырех ярких событий
18 апреля в столице Республики Северная Осетия – Алания пройдет серия выступлений ведущих артистов из Санкт-Петербурга и Москвы. Валерий Гергиев, объединенные силы Мариинского и Большого и Страдивари-ансамбль Мариинского театра представят владикавказскому зрителю россыпь из четырех ярких событий.
Центральным событием станет торжественное открытие новой камерной концертной площадки – в 14:00 состоится первый концерт в Малом зале Культурного центра, расположенном в здании бывшего кинотеатра «Пате». На открытии зала выступит прославленный коллектив барочных струнных – Страдивари-ансамбль Мариинского театра под управлением Лоренца Настурики-Гершовичи.
Напомним, что Культурный центр, в комплекс которого входят Большой концертный зал, рассчитанный на 498 мест, музейно-выставочные пространства и теперь – Малый зал, был открыт в сентябре 2024-го. Первый концерт на новой площадке состоялся в год 240-летия Владикавказа и 100-летия Республики Северная Осетия – Алания, став поистине крупным и значимым событием в культурной жизни региона. Предстоящее открытие Малого зала не только расширит возможности площадки, но и обогатит музыкальную жизнь республики.
В 16:30 в Большом зале Культурного центра состоится концерт объединенного симфонического оркестра Мариинского и Большого под управлением Валерия Гергиева. В 19:00 коллектив под руководством маэстро выступит в Концертном зале филиала Мариинского театра в РСО-Алания.
А в 21:30 на сцене Театра оперы и балета прозвучит опера «Сельская честь» Масканьи. Главные партии исполнит звездный состав солистов: Татьяна Сержан, Ариунбаатар Ганбаатар, Ахмед Агади, Екатерина Сергеева и Елена Витман. За дирижерским пультом – Валерий Гергиев.
20 апреля на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева выступит балетная труппа Мариинского. Первое выступление прославленного коллектива на этой сцене торжественно откроет Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Зрителям будет представлен вечер знаменитых одноактных балетов Михаила Фокина: «Шопениана», «Видение розы», «Лебедь», «Шехеразада» в исполнении ведущих солистов Мариинского театра
20 апреля на сцене Марийского государственного академического театра оперы и балета им. Эрика Сапаева выступит балетная труппа Мариинского. Первое выступление прославленного коллектива на этой сцене торжественно откроет Всероссийский конкурс артистов балета и хореографов. Зрителям будет представлен вечер знаменитых одноактных балетов Михаила Фокина: «Шопениана», «Видение розы», «Лебедь», «Шехеразада» в исполнении ведущих солистов Мариинского театра.
«Шопениана» на музыку Фредерика Шопена – это оммаж эпохе романтизма в балете, торжество воздушного танца, вдохновленного старинными гравюрами с изображениями первой сильфиды, легендарной Марии Тальони. Мировая премьера этого бессюжетного балета-зарисовки Михаила Фокина прошла именно на сцене Мариинского театра 8 марта 1908 года. Спектакль, возобновленный Агриппиной Вагановой в 1931 году, по сей день продолжает очаровывать петербургскую публику. Главные партии в Йошкар-Оле исполнят Оксана Скорик, Тимур Аскеров, Камилла Мацци и Биборка Лендваи.
Идея создания балета «Видение розы» на музыку Карла Марии фон Вебера возникла у Михаила Фокина после знакомства со стихотворением романтика Теофиля Готье. Созданный в 1911 году для Русских сезонов, этот балет о мимолетности стал одним из символов дягилевской труппы. Главные партии на предстоящих гастролях исполнят Камилла Мацци и Раманбек Бейшеналиев.
Самая непродолжительная – всего четыре минуты, – но притом самая узнаваемая миниатюра, «Лебедь», для Михаила Фокина стала символом нового русского балета, «доказательством того, что танец может и должен не только радовать глаз, он должен проникать в душу». Хореограф создавал эту миниатюру на музыку Камиля Сен-Санса для Анны Павловой и совместно с ней. Сочетание совершенной техники с выразительностью, лиричность, трагизм и нетленный образ белой птицы обессмертили «Умирающего лебедя». Впервые показанная 22 декабря 1907 года на сцене Мариинского театра, постановка и сегодня заставляет публику замирать. Миниатюру представит Кристина Шапран.
Премьера «Шехеразады» произвела фурор на Русских сезонах в Париже в 1910 году. Сочные симфонические краски музыки Римского-Корсакова, колорит арабских сказок из «Тысячи и одной ночи», живописное восточное оформление Льва Бакста и невиданная ранее пластика, созданная Михаилом Фокиным, не только сделали спектакль сенсацией, но и обеспечили ему прочное место в истории. Сегодня в Мариинском театре «Шехеразада» идет в реконструкции Андриса Лиепы (1994). Главные партии исполнят Надежда Батоева, Константин Зверев и Сослан Кулаев.
15 апреля Мирослав Молчанов дебютирует в роли Ореста в опере Рихарда Штрауса «Электра».
26 апреля на исторической сцене Мариинского театра прозвучит опера Игоря Стравинского «Соловей» на сюжет одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Представление будет приурочено к 220-летию со дня рождения великого датского писателя
26 апреля на исторической сцене Мариинского театра прозвучит опера Игоря Стравинского «Соловей» на сюжет одноименной сказки Ханса Кристиана Андерсена. Представление будет приурочено к 220-летию со дня рождения великого датского писателя.
Ханс Кристиан Андерсен подарил миру немало удивительных сюжетов. В творческом багаже выдающегося датчанина – стихотворения, романы, путевые заметки, пьесы. Но в первую очередь – почти две сотни сказок, которые одинаково интересно читать и детям, и взрослым. «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Соловей» – эти и многие другие сюжеты писателя легли в основу целого ряда партитур, вошедших в историю музыкального театра. По сей день они вдохновляют композиторов, балетмейстеров, режиссеров.
«Соловей» стал оперным первенцем Игоря Стравинского. Мировая премьера сочинения о волшебной птице с дивным пением, китайском Императоре и Смерти прошла 26 мая 1914 года в антрепризе Сергея Дягилева на сцене Парижской оперы. Оформил спектакль Александр Бенуа.
30 мая 1918 года постановка «Соловья» была осуществлена на мариинской сцене. Спектакль, созданный Всеволодом Мейерхольдом в содружестве с Александром Головиным, стал одной из самых значимых театральных работ второй половины 1910-х.
Сегодня репертуар Мариинского украшает «Соловей» в постановке Александра Петрова и оформлении Владимира Фирера. Спектакль для всей семьи, появившийся в 1995-м, в этом году отмечает юбилей – тридцать лет яркой сценической жизни. Красочные костюмы с причудливыми аппликациями и узорами, выразительный грим, превращающий лица в маски, и эффектные декорации в восточном стиле – все здесь не только восхищает детей, но и завораживает взрослых.
11 апреля Екатерина Ефимова дебютирует в трио одалисок в балете «Шехеразада».