10 декабря 2024 | |
11 декабря 2024 |
Пела Бородина замечательно, и вместе со столь же певучим, мягким оркестром Гергиева они составили впечатляющий дуэт. Играла Бородина органично для себя… образ рождался из ощущения уверенности, неотразимости, властности...
«Культура»
Для сочиненной Сен-Сансом героини требуются особые свойства тембра и способность моментально менять «температуру» пения – от любовного жара до леденящего коварства. Всем этим обладает Бородина, благородство и чистота голоса которой иногда заставляют теряться тех, кто слушает ее Далилу. Уж очень она хороша – даже слишком для такой ужасной женщины.
«Политбюро»
Ее магическое меццо-сопрано слушали как завороженные. Великий голос звучал идеально ровно, насыщенно и правдиво.
«Санкт-Петербургские ведомости»
Поначалу создав образ жестокой и властной пожилой русской графини, укутанной в меха, Бородина исполнила ее проникновенный куплет пианиссимо с внутренним напряжением, найдя для его нижних нот завораживающие своим полнозвучием краски.
Die Presse. 23.01.2022
Ольга Бородина, гранд-дама русской оперы, раскрывает в песне из «Ричарда Львиное Сердце» Гретри тонкую и меланхоличную поэтичность.
Kronen Zeitung. 23.01.2022
Ольга Бородина c ее изысканной культурой исполнения пиано превратила ариетту Графини в элегическую траурную песнь.
Kleine Zeitung. 23.01.2022
• Лауреат Государственной премии России (2006)
• Народная артистка России (2002)
• Лауреат премии им. Д. Д. Шостаковича Международного благотворительного фонда Юрия Башмета (2000)
• Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (1997; за партию Любаши в опере «Царская невеста»)
• Лауреат XXVII Международного конкурса вокалистов им. Франсиско Виньяса (Барселона, 1989; Гран-при)
• Лауреат V Международного конкурса вокального искусства им. Розы Понсель (Нью-Йорк, 1988; золотая медаль)
• Лауреат XII Всесоюзного конкурса вокалистов им. М. И. Глинки (Баку, 1987; I премия)
• Лауреат Всесоюзного конкурса оперно-камерного пения (Пермь, 1986; II премия)
Ольга Бородина родилась и выросла в Ленинграде. В 1989 году окончила Ленинградскую государственную консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. В музыкальном училище занималась в классе Валентины Гаген, в консерватории – у Ирины Богачёвой.
В Кировском (Мариинском) театре Ольга Бородина дебютировала в партии Зибеля в «Фаусте» Гуно (1988). Но визитной карточкой певицы стала роль раскольницы Марфы в «Хованщине» Мусоргского, которую ей, молодой солистке оперы, доверили в 1989 году в возобновленной к фестивалю композитора постановке Леонида Баратова. В этой роли она позднее выходила на гастролях мариинской труппы (Эдинбургский и Зальцбургский фестивали, Ковент-Гарден) и в постановках других театров: Гамбургской государственной оперы (1994, режиссер Гарри Купфер), Метрополитен-оперы (2012, режиссер Аугуст Эвердинг). В репертуаре артистки есть также оперы Мусоргского «Борис Годунов» и «Саламбо». В 1991 году в испанском городе Мерида она пела премьеру «Саламбо» в редакции Вячеслава Наговицина – и в том же году получила свой первый ангажемент в Парижскую оперу, где дебютировала с партией Марины Мнишек. Неоднократно в исполнении Бородиной звучал вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского.
Телевизионные трансляции спектаклей «Хованщина», «Борис Годунов» (постановка Андрея Тарковского), «Война и мир» (постановка Грэма Вика 1991 года), которые велись из Кировского театра, а также аудиозаписи опер, осуществленные фирмой Philips, дали мощный толчок карьере певицы и обретению ею мирового признания. С начала 1990-х Ольга Бородина много работает на Западе. Она выступает на самых значительных оперных и концертных сценах: в 1992 году дебютировала в Ковент-Гардене, исполнив Далилу в опере Сен-Санса, в 1993-м – с концертом – в Ла Скала, в 1995-м – в Опере Сан-Франциско («Золушка» Россини), в 1997-м – в Метрополитен-опере и на Зальцбургском фестивале («Борис Годунов»), в 2013-м – в Венской государственной опере («Аида»). Редкий тип ее голоса, колоратурное меццо-сопрано, оценили в постановках опер Россини «Золушка» (Ковент-Гарден, Опера Сан-Франциско) и «Итальянка в Алжире» (Метрополитен-опера, Опера Сан-Франциско). Работая за рубежом, артистка совершенствовала исполнительское мастерство, училась у выдающихся вокалистов. Список ее ролей дополнился партиями в операх «Кармен» Бизе, «Адриана Лекуврёр» Чилеа, «Джоконда» Понкьелли.
Помимо этого, Ольга Бородина концертирует с камерными программами. Ее партнерами по сцене в разное время выступали Семен Скигин, Лариса Гергиева, Джеймс Ливайн, Дмитрий Ефимов, Василий Попов.
Запись Реквиема Верди, сделанная с участием Бородиной Чикагским симфоническим оркестром под руководством Риккардо Мути, получила две награды «Грэмми» (2010).
В 2013 году состоялся юбилейный концерт артистки в Государственном Кремлевском дворце.
В 2015 году Ольга Бородина участвовала в работе жюри XV Международного конкурса им. П. И. Чайковского (Москва – Санкт-Петербург).
В 2022-м она спела партию Графини в «Пиковой даме» под управлением Валерия Гергиева в Венской государственной опере.
Репертуар в Мариинском театре:
Зибель («Фауст» Гуно, на русском языке)
Графиня, Полина, Миловзор («Пиковая дама»)
Кончаковна («Князь Игорь»)
Марфа («Хованщина»)
Ольга («Евгений Онегин»)
Марина Мнишек («Борис Годунов»)
Элен Безухова («Война и мир»)
Саламбо («Саламбо», концертное исполнение)
Далила («Самсон и Далила»)
Маргарита («Осуждение Фауста», концертное исполнение)
Анджелина («Золушка» Россини, концертное исполнение)
Прециозилла («Сила судьбы», концертное исполнение)
Амнерис («Аида»)
Любаша («Царская невеста», концертное исполнение)
Принцесса Эболи («Дон Карлос»)
В концертах Ольга Бородина исполняла романсы Глинки, Чайковского, Рахманинова, песни Малера, де Фальи, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, вокальный цикл «Шехеразада» Равеля, кантату «Смерть Клеопатры» Берлиоза, сцены из «Кармен»; сольные партии в Реквиеме Верди, Stabat Mater Россини, в драматической симфонии «Ромео и Джульетта» Берлиоза, в кантате «Александр Невский» и оратории «Иван Грозный» Прокофьева, в «Пульчинелле» Стравинского, во Второй симфонии Малера.